ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вам следует тщательно проработать то, что сказано о за­ключении в главе «План информационной речи» (стр. 200--237). Методы, рекомендуемые для составления заключения информационной речи, приемлемы также и в агитационной. Это -- повторение, иллюстрация, цитата, впечатляю­щее утверждение, юмористическое замечание.

Четыре цели, свойственные заключению информацион­ной речи, в одинаковой мере уместны и в заключении агита­ционной речи. Они состоят в том, чтобы:

1.  Подытожить или еще раз пояснить сказанное.
2.  Заострить интерес к сказанному.
3.  Особо отметить смысл и значение сказанного.
4.  Создать настроение, наиболее отвечающее задаче оратора.

Но заключение агитационной речи должно преследовать еще пятую и шестую цели: пятую •- в агитационных речах вообще и шестую -- в агитационных речах, призывающих к действию:

5.  Склонность к определенному убеждению или к готовности действовать.

Резюме, в котором подводятся чисто фактические итоги, больше навредит, чем поможет делу, поскольку даст слуша­телю возможность «остыть». Если применен метод повторе­ния, то мотивы должны быть сформулированы с большей си­лой и в крайне сжатом, открнсталлизировавшемся виде. Это было достигнуто в финале речи члена Конгресса Джорджа X. Бендера, возражавшего против избирательного налога:
 
Избирательный налог лишает права голоса миллионы американцев по соображениям, чуждым американскому духу. Миллионы правомочных американских граждан, белых и черных, отстранены от избирательной урны при помощи механики, не считающейся ни с их жертвами на благо народа, ни с преданностью стране. На их руках политические наручники.

В речи «О книгах и опыте», произнесенной перед студентами колледжа, оратор, для того чтобы суммировать содержание сказанного и завершить мотивировку, использовал цитату:

Джильберт Мэррэй -- весьма эрудированный ученый и крупный исследователь -- сказал: «С точки зрения интеллекта между одним человеком и другим самая большая разница заключается в количестве вещей, которые они могут видеть в одном кубическом ярде вселенной». Нам нужно знать, что в книгах говорится о том, как видеть вещи в «кубическом ярде вселенной». Но нам нужно и видеть этот «кубический ярд вселенной».

Для того, чтобы вызвать желательную реакцию слушателей, конкретный пример, иллюстрирующий главную идею речи, более целесообразен, чем внушительное количество фактов. Ниже приводится заключительная иллюстрация из речи одного студента. Она не только содержит повторение основной мысли, но и наилучшим образом убеждает аудиторию согласиться с нею:

Не так давно один человек заявил, что он придумал дешевый и надежный способ обучения собак-поводырей. Он утверждал, что глупо расходовать большие деньги на тренировку собак в особых школах, когда их можно обучать с меньшими затратами. К нему послали одно лицо с поручением проверить, насколько, хорошо собака выдрессирована. Оказалось, что на нее вполне можно положиться. Наступила решающая проверка. Хозяина собаки попросили, чтобы он поработал с ней с завязанными глазами. Хозяин собаки возмутился: «Нет, уж вы никак не заставите меня работать с собакои в условиях уличного движения да еще с повязкой на глазах! Это и опасно и вообще безрассудно». «Нет,-ответили ему: -- может быть, опасно, но не безрассудно. Лицо, которому передадут собаку, должно ежедневно ручаться жизнью, что собаке можно доверять. Вы, конечно, не потребуете, чтобы кто-нибудь поверил к вашу систему, пока вы сами в ней не уверены».

Мы тоже не можем ожидать, чтобы другие ввели у себя свободу и демократию, до тех пор пока сами не уверуем в них. Питер Маршалл как-то сказал: «Вы, пожалуй, поверите, что человек действительно может прокатить тачку по туго натянутому канату на высоте в двести футов. Но чтобы поручиться за такого человека, вы должны быть всегда готовы прокатиться сами в его тачке». Хотел бы я знать, в какой мере вы готовы рискнуть свободой?*

Шестое и последнее, к чему следует стремиться при окончании речи, побуждающей к действенной реакции, заключается в призыве к непосредственному действию. При этом следует прямо указать конкретный характер действий. Часто призыв действовать полностью входит только в заключение и, если ранее была представлена достаточно исчерпывающая мотивировка, заменяет его целиком. В подобном случае достаточно одной-двух фраз. Следует избегать традиционных, но устаревших приемов с нанизыванием запальчивых лозунгов, и уж если пользоваться ими, то пользоваться нужно с большой осмотрительностью. Никогда не просите слушателей сделать что-либо, если вы не питаете особых надежд, что они это сделают.

Не пропускайте деталей, отсутствие которых может вселить в аудиторию недоумение и облегчит возможность уклониться от дела. Как-то обращались к публике с призывом жертвовать по 25 долларов на содержание одного ребенка в Европе в течение года. Хотя многие слышавшие обращение охотно приняли бы участие в мероприятии, предложение провалилось: оратор забыл разъяснить, куда и каким образом направлять пожертвования.

Следующий призыв к действию взят из речи одного студента университета, произнесенной на политическом митинге Он не оставляет никаких сомнений по поводу того, что должен сделать каждый слушатель. Оратор применил способ, обычный в практике коммивояжеров при заключении сделки о продаже, когда заказчику нужно только «расписаться вот здесь...» Он обращался не только к аудитории в целом, но и к каждому отдельному слушателю. Он следовал правилу: действия, к которым призывают, должны казаться такими простыми и легкими, что слушателю проще согласиться, чем воспротивиться.
 
А теперь поговорим, что каждый из нас должен сделать. Сегодня вечером в восьмом часу, когда большинство студентов будет у себя в комнате, каждый из нас должен позвонить по телефону к трем товарищам, на которых, по нашим сведениям, можно рассчитывать, что они будут голосовать за наш список на завтрашних выборах. Мы не оставим телефон до тех пор, пока не получим по два обещания от каждого: во-первых, что он будет голосовать, и, во-вторых, что он приведет с собой на выборы еще одного голосующего.

Если все мы сделаем эту простую вещь - такую малость по сравнению с вопросом о хорошем студенческом самоуправлении,- завтра победа за нами. Не сделаем -мы проиграли. Вот все, что нужно. Смотрите, не ударьте лицом в грязь! Не надейтесь друг на друга. Настал наш час выполнить свой долг - призвать к действию студенческую демократию. (Оратор поднимает правую руку). Поднимаем руки в знак того, что каждый выполнит свою обязанность. (Все присутствующие дружно поднимают руки с возгласами одобрения.) В этом порука, что все намеченное будет выполнено каждым из нас от начала до конца.

Однако имейте в виду, что, если вы просите аудиторию поднятием руки или иным обазом выразить свою готовность поддержать вас, следует иметь достаточно веские основания для уверенности в общей поддержке. Когда большинство не на вашей стороне, массовая психология скорее всего обернется против вас.



Назад
Продолжение
Вернуться в оглавление