ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2.7. План по схеме: долг и выгода

Призывая к действию, вы можете построить речь так, чтобы в каждом ее разделе содержалось указание на особый мотив действия. Наиболее частое сочетание мотивов объеди­няет сознание ответственности или чувство долга, с одной стороны, и соображения личной выгоды - с другой. Иллюст­рация такого построения -- обращение к населению во вре­мя второй мировой войны с просьбой приобретать облигации военного займа:
 
I Военный заем поможет дяде Сэму выиграть войну.

II. Покупка облигаций военного займа - прекрас­ное вложение средств.

Призывы, обращенные к чувству долга, отнюдь не долж­ны выдвигать на первый план только маловоодушевляющее и не особо приятное сознание обязанности. Им должны со­путствовать обращения к чувствам гордости, преданности общему делу, к сознанию мощи и превосходства, как напри­мер видно из следующего призыва к патриотическим чувст­вам в речи Альвина Оуслея:
 
Иные флаги -- символ славного прошлого. Этот флаг -- символ славного будущего. Он не столько знамя наших отцов, сколько знамя наших детей и всех --еще не родившихся -- детей наших детей. Это знамя будущего. Это провозвестник «грядущих лучших дней». Это не флаг вашего короля. Это ваш флаг и всех ваших друзей.

Да не будет вам-стыдно, если иной раз комок подка­тит к горлу и слезы навернутся на глаза, когда вы уви­дите, как наш флаг реет на мачтах наших кораблей во всех морях или развевается на всех флагштоках ре­спублики. Это самые достойные чувства. Дорожите ими, чтите их как знамение божества.