21:14
Конституционный суд дал погибшим право быть подсудными

Конституционный суд России сегодня, 14 июля, принял решение, которое окажет серьезное влияние на судьбу многих уголовных дел.

Теперь следователь не сможет закрыть дело за смертью обвиняемого и подозреваемого без согласия близких родственников. Соответствующее положение Уголовно-процессуального кодекса признано незаконным. Этого добились адвокаты, представлявшие интересы отца Ольги Александриной, погибшей в ДТП на Ленинском проспекте столицы. Таким образом, все ранее вынесенные в отношении погибшей решения должны быть пересмотрены.

Юристы считают, что решение КС дает возможность проведения судебного разбирательства, которое и поставит точку в деле о громкой аварии. По их мнению, решение КС также позволит родственникам погибших в авиакатастрофах пилотов оспаривать выводы следствия о их вине, а следователям не даст возможность списывать все на летчиков, выводя из-под ответственности должностных лиц авиакомпаний.

Напомним, с жалобой в Конституционный суд прошлой осенью обратились адвокаты Сергея Александрина — Игорь Трунов и Людмила Айвар.

Авария на Ленинском проспекте произошла 25 февраля 2010 года у дома 30, недалеко от площади Гагарина. Там столкнулись Мercedes S 500, принадлежащий ЛУКОЙЛу, — в нем находился вице-президент компании Анатолий Барков, и Citroen. Управлявшая Citroen Ольга Александрина и ее свекровь, известный акушер-гинеколог, профессор Вера Сидельникова погибли. У Анатолия Баркова диагностировали сотрясение мозга, перелом носа и лодыжки.
Следствие пришло к выводу, что виновником аварии была Александрина, которая не справилась с управлением. 27 августа Главное следственное управление при ГУВД Москвы прекратило уголовное дело в связи со смертью подозреваемой. С такими выводами не согласились родственники погибшей. Отец Ольги Александриной обжаловал прекращение дела, однако 7 октября прошлого года суд счел решение следствия правомерным.

Адвокаты в своей жалобе просили признать противоречащим Конституции России пункт 4-й части 1-й статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которому следователь мог закрыть дело в связи со смертью обвиняемого или подозреваемого без согласия его близких родственников. Кроме того, они оспорили пункт 1-й статьи 254 УКП, в котором говорится о прекращении судом дела при вышеупомянутых обстоятельствах.

Нереабилитирующие основания

«Прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям хотя и предполагает освобождение лица от уголовной ответственности и наказания, но расценивается правоприменительной практикой как констатация того, что лицо совершило деяние, содержащие признаки преступления, и поэтому решение о прекращении дела не влечет за собой реабилитации лица», — указали в своем обращении юристы.

Заявители утверждали, что оспариваемые ими нормы нарушают принцип презумпции невиновности и право на судебную защиту. Они назвали неконституционным отсутствие у близких родственников права возражать против прекращения дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого), требовать завершения расследования и направления дела в суд для реабилитации умершего.

По мнению адвокатов, дела в отношении погибших должны рассматриваться судами заочно. В этом случае доказательства следствия могут быть оспорены.

Ежегодно на российских дорогах в ДТП погибают от 30 до 40 тысяч человек. И зачастую вина за аварии попросту списывается на погибших. По мнению юристов, действовавшая норма закона давала возможность процветать коррупции в правоохранительных органах и выводила из-под ответственности владельцев транспортных средств.

По мнению Игоря Трунова и Людмилы Айвар, закрытие дела по нереабилитирующим основанием влечет правовые последствия — вся материальная ответственность за действия погибших виновников аварий ложится на плечи их родственников, к которым могут быть предъявлены гражданские иски.

Отметим, аналогичные нормы уголовно-процессуального закона в КС оспаривал также житель Челябинской области Юрий Ващенко, сын которого, оперуполномоченный Евгений Ващенко, обвинялся в превышении должностных полномочий в отношении двух военнослужащих-контрактников.

В январе 2008 года Карабашский городской суд Челябинской области прекратил дело в связи со смертью обвиняемого. Юрий Ващеко указал, что дело в полном объеме не слушалось, фактические обстоятельства не исследовались, мнение близких родственников о возможности прекращения дела не выяснялось. Отец считал своего сына невиновным и настаивал на его реабилитации. Ващенко-старший просил отменить решение суда, но ему в этом отказали.

Жалобу Юрия Ващенко КС объединил в одно производство с заявлением Сергея Александрина и вынес одно общее решение.

Родственники погибших получат статус

Постановление суда гласит, что «решение о прекращении уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) не подменяет собой приговор суда и не является актом, устанавливающим виновность обвиняемого».

«Не наделив близких родственников погибшего правом возражать против прекращения уголовного дела, а также правом участия в досудебном производстве, законодатель недопустимо ограничил право погибших на реабилитацию, достоинство личности и доброе имя», — констатировали судьи КС. Они признали оспариваемые нормы противоречащими Конституции.

Теперь законодателям предстоит внести некоторые корректировки в УПК. В частности, конкретизировать не только перечень заинтересованных лиц (помимо близких родственников), согласие которых необходимо для прекращения уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого), но и их правовой статус, а также процессуальные формы их допуска к участию в деле.

Помимо этого, должны быть предусмотрены особенности производства предварительного расследования и судебного разбирательства в случае смерти подозреваемого, а также особенности решения о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию.

Что же касается Ольги Александриной и Евгения Ващенко, то судьи решили, что все процессуальные решения в отношении них следует пересмотреть.

Игорь Трунов и Людмила Айвар признались, что решение КС стало для них полной неожиданностью. «Ведь буквально все представители власти возражали против наших аргументов», — объяснил BFM.ru Игорь Трунов. Он считает решение КС «аргументированным и глубоким». По мнению адвоката, чтобы воплотить его в жизнь потребуются серьезные изменения в законодательстве: корректировке подвергнутся в общей сложности шесть норм уголовного процесса.

Трунов сообщил, что в связи с принятым решением юристы отзывают жалобу Сергея Александрина, которая ранее была подана в Европейский суд. По его словам, решение Конституционного суда открывает дорогу судебному процессу в России, который поставит точку в деле о ДТП на Ленинском проспекте: «Это будет совсем другое качество и совсем другой результат».

Отец Ольги Александриной назвал решение Конституционного суда «очень желаемым». «Оно открывает огромному количеству людей возможность надеяться защитить своих умерших родственников. Теперь и у нас есть возможность без рассмотрения дела в Европейском суде добиваться справедливого решения по нашей проблеме», — рассказал он BFM.ru.

Лидер московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев полагает, что суд вряд ли пойдет на то, чтобы осудить водителя вице-президента ЛУКОЙЛа Владимира Картаева, который был за рулем Мercedes. Однако он может снять вину с Ольги Александриной. О том, что Александрина невиновна в случившемся, эксперты ФАР заявляли, в частности, в независимом техническом отчете, выводы которого были обнародованы зимой.

Адвокат Владимира Картаева — Гарри Мирзоян довольно спокойно отреагировал на постановление КС. «Оно не говорит о том, что решение по делу было правильным или неправильным», — сказал BFM.ru юрист. Он, в свою очередь, по-прежнему уверен в невиновности водителя Mercedes, в котором находился топ-менеджер нефтяной компании. «Я абсолютно уверен, что в его действиях не было нарушения Правил дорожного движения», — отметил Мирзоян.

Межде тем, Игорь Трунов заявил, что решение Конституционного суда коснется не только дела о ДТП на Ленинском проспекте, но и «последних авиакатастроф», где виновными были признаны погибшие летчики.

Так, он и его коллеги намерены добиваться возобновления расследования дела об авиакатастрофе в Перми в сентябре 2008 года, в результате которой погибли 88 человек. Следственный комитет пришел к выводу, что причиной крушения пассажиирского Boeing-737 стал человеческий фактор: командир воздушного судна Родион Медведев якобы был пьян. Однако родственники погибших с этим не согласны. Они полагают, что причиной аварии стала либо неисправность самолета, либо неправильные действия диспетчеров.

Мария Локотецкая
Источник: bfm.ru
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Общество | Просмотров: 1294 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar