14:36 Госдума принимает бюджет по имени "Авось" | |
Правительство раздает зарплаты и пенсии, надеясь, что Россия «проскочит» за счет хороших цен на нефть. В пятницу, 18 ноября, Госдума принимает во втором чтении проект федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. В первом чтении его поддержала только фракция «Единороссов», которая составляет абсолютное парламентское большинство в 314 депутатов. Остальные 87 парламентариев главный документ страны не поддержали. Как весьма красноречиво заявил лидер фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов: «Мы рассматриваем «бюджет имени Кудрина», и хотя его уже нет в правительстве, дело его живет и очень дурно пахнет. Прежде всего дефолтом, большой долговой ямой и деградацией». Главные недостатки нового бюджета, по мнению Зюганова, заключаются в том, что он наполовину состоит из нефтяных доходов, а также сокращение расходов. В федеральном бюджете на следующий год будет значительно уменьшено финансирование образования, науки, медицины, культуры, ЖКХ. При этом предполагается, что исполнять непосредственные обязательства федеральной власти в области «социалки» будут теперь регионы. Зная российскую глубинку, можно себе представить, как это будет происходить. Новый бюджет решает задачу «эффективной децентрализации полномочий публично-правовых образований», говорит депутат Госдумы Оксана Дмитриева. В переводе на понятный язык это означает следующее: забрать у регионов доходы, дать им дополнительные расходные полномочия, забрать у них финансовую помощь и оставить их без ресурсов для решения социальных проблем и проблем ЖКХ. По ее словам, в результате такой политики федерального правительства, «разбалансированность» бюджетов субъектов составляет порядка 160 млрд рублей. Видимо недаром буквально накануне принятия бюджета и/о главы Минфина Антон Силуанов настоятельно посоветовал руководителям регионов направлять до 80% своих нынешних доходов в «копилку» на черный день. Адресное решение социальных проблем, прописанное в документе, приведет к тотальному недофинансированию отдельных социальных отраслей и ЖКХ. Сокращаются расходы на фундаментальную науку, на лесное хозяйство и замораживаются практически все успешные направления ранее принятых национальных проектов образования и здравоохранения. «У нас было много бюджетов за это время. Был бюджет упущенных возможностей, был бюджет стагнации. Этот бюджет можно охарактеризовать как бюджет финансирования дорогостоящих ошибок, - продолжает Оксана Дмитриева. - Самая дорогостоящая ошибка – это привычная политика занижения доходов и складирования средств в Резервном фонде. В этом бюджете она будет стоить около 1,5 трлн рублей. Вторая дорогостоящая ошибка – это провальная пенсионная реформа с накопительным элементом и с регрессивной шкалой социальных взносов, которая сохраняется. Она будет стоить еще 2 трлн рублей. Третья ошибка – это дорогостоящие амбициозные проекты в виде форума АТЭС, Олимпиады и другие. Это еще около 150-160 млрд рублей». Кроме того, по словам Дмитриевой, в бюджете очень широко представлено финансирование различных акционерных обществ, которые можно охарактеризовать как «рога и копыта», например, так называемые «открытые экономические зоны». 100 долларов и ни цента меньше Но больше всего вопросов вызывают параметры главного финансового документа страны, которые рассчитаны исходя из цены на нефть марки Urals в 2012 году в 100 долларов за баррель. Многие специалисты считают, что эта цена нереальна. Неслучайно в Казахстане, тоже богатом углеводородами и тоже делающем на них ставку, заложили цену в 85 долларов. По словам ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова рассчитывать бюджет, исходя из такой цены нефти очень рискованно. Минфину при таком варианте бюджета все-таки стоит предусмотреть стратегию действий на случай неблагоприятного развития событий, полагает эксперт. Ему вторит председатель Счетной палаты Сергей Степашин, который даже предлагает создать специальную «подушку безопасности» для страховки бюджета от резкого падения нефтяных цен. Ведь возможные потери от снижения цены на нефть на доллар составят до 3 млрд долларов или около 100 млрд рублей по нынешнему курсу. Значит, придется заполнять дыры, занимая деньги на внешнем рынке, но здесь нужно учесть, что внешние заимствования в случае ухудшения экономичсекой ситуации в мире сильно подорожают. Другой вариант - сокращение расходов. По прогнозам Минфина, сокращать бюджетные расходы стране придется, только если цена на нефть упадет ниже 60 долларов за баррель, и при этом будут исчерпаны все прочие источники финансирования дефицита: средства резервных фондов, внешние и внутренние заимствования. Тогда первыми начнут резать «условно утвержденные», но не распределенные по статьям расходы. Согласно законопроекту, в эту категорию попадают около 2% расходов или 400 млрд рублей. Еще одно слабое звено бюджета – показатель инфляции, который прогнозируется в следующем году на уровне 5-6%, в который многие эксперты просто не верят. Например, по мнению руководителя группы прогнозов Центра развития ГУ-ВШЭ Максима Петроневича, инфляция в следующем году наверняка не уложится в запланированные правительством 6%, и будет на уровне 7-8%. При этом, даже если цены на нефть останутся на нынешнем комфортном уровне в 100 долларов за баррель, рубль ожидает «мягкая девальвация» в пределах 3-5% – до 33 рублей с небольшим за доллар. Сама по себе цена на нефть в 100 долларов за баррель не вызывает особого удивления, но дело в том что под нее рассчитываются бюджетные расходы, - пояснил «СП» ведущий эксперт Центра развития ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский. – И так как мировые рынки сейчас пребывают в весьма нестабильной ситуации, вместе с европейской экономикой, столь высокая цена барреля нефти, заложенная в основные параметры бюджета, делает его неустойчивым и очень подверженным внешним влияниям. Конечно, на следующий год для обеспечения социальных расходов нам хватит «копилки» Резервного фонда, есть еще нетронутый Фонд национального благосостояния, но все равно правительству уже сейчас нужно думать, какие расходы сокращать, если доходных денег не хватит. Кстати говоря, очень интересно, что в этих условиях правительство продолжает постоянно повышать планку расходов на социальные обязательства. Повышаются зарплаты бюджетников, пенсии, а ведь от этих обязательств отказаться потом будет нельзя. Возникает такое впечатление, что это просто какой-то авантюризм – а вдруг получится, вдруг прокатит. Вдруг ситуация сложится для России благоприятно. Между тем вероятность кризиса в Европе предсказывается уже 50 на 50 и ставки растут. А тем временем правительство уже подняло общую планку расходов – хоть и не намного – в октябре нынешнего года. И чем все это закончится, непонятно… В соответствии с проектом, доходы бюджета в 2012 году ожидаются на уровне 11,8 трлн рублей, расходы достигнут 12,7 трлн рублей. Дефицит федерального бюджета прогнозируется на уровне 876,6 млрд или 1,5% ВВП, его финансирование будет осуществляться преимущественно за счет госзаимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. «Прогноз бюджета не точен, как всегда, - утверждает Оксана Дмитриева. - На следующий год доходы бюджета могут быть на 1,3 трлн рублей больше. Правительство считает, что ошибаться в доходах очень хорошо, это правильная политика. Мы считаем, что это абсолютно неправильная политика, которая приводит, во-первых, к нерешенности социальных проблем, а также к дестимулированию экономического роста и к формированию долговой петли. Поскольку, когда вы занимаете деньги под 7%-8% процентов, а собственные деньги вкладываете под 1% в американские бумаги, это как раз и есть затягивание долговой петли. И почему это способствует устойчивости, нам пока никто членораздельно не объяснил». Правда, некоторые социальные статьи расходов бюджета даже выросли. Как заявил Силуанов представляя проект бюджета в Госдуме, в документе заложены средства на полное обеспечение жильем военнослужащих в ближайшие два года и дополнительные деньги на жилье для ветеранов. Существенно вырастут также расходы на оборону - реформирование армии и повышение денежного довольствия военнослужащих, и на национальную безопасность. Но чем они будут обеспечены, если цена нефти на мировом рынке снизится хотя бы до 80 долларов за баррель, которые прогнозируют западные эксперты в следующем году, и/о министра не пояснил. И уж совсем непонятно, что будет в таком случае с пенсиями, которые в преддверии выборов были увеличены в общей сумме свыше 40%. Ведь сейчас, по словам завлабораторией бюджетного федерализма ИЭП им. Гайдара Владимира Назарова, пенсионная система держится лишь на том, что есть возможность вливать в бюджет сверхдоходы. По его мнению, постепенно мы будем вынуждены отказаться от пенсий вообще – их заменит пособие по бедности в случае получения инвалидности или отсутствия дополнительных источников к существованию. А молодое поколение может рассчитывать только на заначку, которую заставило сделать государство с помощью накопительной системы, плюс на собственные сбережения. Вот такая невеселая перспектива. Олег Гладунов
Источник: svpressa.ru
| |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |