18:19
Алексей Колокольцев: О российском высшем образовании

Юлия Латынина: "Высшее образование в России абсолютно деградировало."  И вы даже не представляете насколько! 

Мне, например, попадались ребята, которые недавно получили высшее электротехническое образование, но при этом не знают закон Ома. Вот сейчас у меня большая проблема найти подходящего кандидата на должность дежурного электромонтера 4 разряда. Выпускники ВУЗов почти все не годятся (о выпускниках техникумов уж и не говорю), поскольку электромонтер должен знать и законы Кирхгофа, и условия включения силовых трансформаторов на параллельную работу, и формулу мощности (активной и реактивной), и группы соединений трансформаторов (хотя бы половину), и чем отличается синхронный электродвигатель от асинхронного. 

Вы представляете каких дел может натворить один некомпетентный дежурный электромонтер на ТЭЦ, особенно в кризисной, нестандартной ситуации? 

Так же мне попадались выпускники университета по специальности "промышленная теплоэнергетика", которые не понимают физическую сущность температуры: 
- Эээ... раширение, ...повышение пластичности... 
- Ну да, все верно, но что происходит с молекулами, когда температура повышается? Как они себя ведут? 
- (нет ответа) 

Ну ладно, обходчикам сильно умными быть не обязательно. Но вот инженер ПТО должен знать и уравнение Клайперона-Менделеева, и цикл Ренкина, и КПД котла, тепловой баланс, энтальпию, энтропию. В общем, таких единицы. 

Соответственно, наличие диплома само по себе ничего не стоит. Оно лишь внушает надежду, но никак не уверенность. Поэтому, приходиться устраивать импровизированные "ГОСы" прямо при приеме на предприятии. 

Вот Путин периодически негодует, что студенты за государственные деньги учатся, а потом не хотят по специальности работать. Так потому и не хотят, что понимают свою полную профессиональную несостоятельность. Еще одна причина, сознательный выбор специальности - это редкость. Многие поступают на ту специальность, где можно пройти на бюджетное место, "родители посоветовали", "маленький город, некуда больше было". 

Еще хочу отметить, что страдают от нашей системы образования прежде всего девушки. Вы не задумывались, почему в стране такой переизбыток секретарей, делопроизводителей, личных помощников, офис-менеджеров, кадровиков? Парень хотя бы может стать грузчиком, строителем, таксистом, вахтовым рабочим где-нибудь на Ямале или в Ханты-Мансийском округе. А вот куда деваться молодой женщине с фиктивным дипломом, с маленьким ребенком, зачастую, еще и разведенной? 

Конечно, пытливый человеческий ум всегда найдет выход. Существует два решения: 

1) Прозорливый студент к третьему курсу понимает, что его не учат (и не собираются) и начинает учиться сам: ищет в интернете интересные статьи и лекции, берет книжки в библиотеке, за собственный счет ездит на полезные ему конференции и семинары. 

2) Инженеры и мастера на производстве, понимая скудность выбора, берут того, из кого "может выйти толк" и учат прямо в цехе, отделе или лаборатории (ну, как в Средние века). 

Вывод: Я полагаю, что высшее образование должно быть, преимущественно, частным, а сам рынок высшего образования должен быть высоко-конкурентным.+ должны быть хорошие, независимые рейтинги ВУЗов. Тогда, надеюсь, и общее качество образования повысится. 

P.S В гуманитарной сфере, уверяю вас, наблюдается такая же ситуация: выпускники "иняза" порой не знают языка, PRщики - не умеют писать пресс-релизы, политологи - не знают политологии. 

P.P.S. В некоторых ВУЗах есть "новые специальности" которые иначе как кладбищем надежд не назовешь. Например, как вам такая специальность: "Социально-культурная деятельность", в дипломе написано - "Бакалавр социально-культурной деятельности". Вот куда "молодой специалист" устроится с таким образованием?!

Алексей Колокольцев
Источник: echo.msk.ru
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Образование | Просмотров: 1600 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar