08:18
Школьный курс истории избавят от искажений

Минобрнауки решило пересмотреть школьную программу отечественной истории, чтобы учесть попытки фальсификаций фактов о прошлом России в ущерб ее интересам.

Учебники предполагается дополнить параграфами о проблемах фальсификации, а для учителей издать методичемкие пособия по данной теме. Данная идея сформулирована в техзадании к объявленому Минобрнауки конкурсу на «Разработку учебно-методических материалов по тематическому блоку курса «История России», посвященному проблеме фальсификации отечественной истории, для системы общего образования».

В рамках конкурса разработают дополнения в действующие учебники курса «История России» для старшей школы, включенные в федеральный перечень, подготовят к изданию хрестоматию для старшеклассников «Дискуссионные вопросы российской истории» и напишут книгу для учителей «Фальсификация отечественной истории». Предусмотрен выпуск специальных методичек, проведение вебинаров с преподавателями истории. Цена финансируемого из бюджета контракта - 9 млн рублей. 

В Минобрнаки отказались комментировать намерения по коррекции школьной программы. Но ответы на ключевые вопросы содержатся в конкурсной документации. В них речь идет об «изменении стереотипов», «создании позитивного образа современной России в мире и у самих россиян». Эти действия, по мнению специалистов Минобрнауки, «тесно связаны с реформированием школьного исторического образования, модернизацией исторических взглядов».

«Особую роль в создании нового образа России приобретает интерпретация ключевых событий и фактов российской истории и построение на этой основе траектории будущего России, прогнозирование ее влияния на мировое сообщество. Следует иметь ввиду, что фальсификация истории становится одним из средств политической борьбы», - формулируют проблему в Минобрнауки.

В книге для учителей планируется поднять тему фальсификации отечественной истории, «направленной на умаление международного престижа России, ослабление ее влияния и роли в решении глобальных международных проблем». Комментарии в книге, помимо прочего, должны содержать сведения о том, что искажение истории ведет «к непониманию молодежью новейшей истории России и противостоянию политике, проводимой руководством страны, в ущерб интересам Российской Федерации».

Авторы техзадания отметили, что в «постперестроечный период в учебниках для общеобразовательных учреждений по истории было ослаблено внимание к воспитательным аспектам исторического знания, к роли выдающихся личностей отечественной истории, составивших гордость и славу России». 

О проблеме фальсификации исторических фактов не в пользу России власти говорят с 2009 года. 8 мая 2009 года президент России Дмитрий Медведев в своем видеоблоге заявил, что попытки фальсификаций "становятся все более жесткими, злыми, агрессивными". Вскоре после этого президент подписал указ о создании Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Комиссию возглавил работавший тогда главой администрации президента Сергей Нарышкин. Но в феврале этого года указом президента комиссия была распущена без указания причин.

- Нарышкин перешел в Госдуму и не смог заниматься комиссией по фальсификациям, ему сейчас не до этого, - рассказал «Известиям» историк, сотрудничавший с комиссией. - Орган в итоге успел провести всего четыре заседания. Но именно с ее подачи Минобрнауки и начал разрабатывать тему фальсификаций для школьных программ. 

Ученые по-разному оценивают идею разбираться с историческими фальсификациями в рамках школьной программы. Подобный курс истории необходим в старших классах считает старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат исторических наук Рамазан Дауров:

- Много различных мозговых центров, фондов работают на то, чтобы принизить роль России не только в глазах соседей - спросите у японских детей, кто сбросил ядерную бомбу и они ответят «советские» - но и внутри страны, среди ее граждан. Страна начинает вести независимую политику и это вызывает раздражение запада. Для пропаганды  используют все каналы: и дети читают, что и на Кавказе все плохо и в Татарстане все плохо. У них складывается извращенный образ о государстве, о его исторической роли о самом обществе. Нам пытаются объяснить, что Россия - это просто дикие племена, которые на колоссальной территории превращаются в ничто. Есть конкретные факты влияния фальсификации истории на современную политику. В том числе в результате этого вбит клин в отношения России и Украины. 

Профессор СПбГУ Владимир Колотов также приводит примеры когда российская и советская история подвергается корректировке и затем трактуется не в пользу нашей страны.

- Пересмотр итогов второй мировой войны, разрушение памятника солдату в Эстонии, признание Голодомора  - это все связано с попытками переписать историю, внушить чувство неполноценности молодому поколению стыда за свою историю. И в работах серьезных ученых сплошь и рядом встречаются элементы дезинформации. Но если дети будут знать что, это часть окружающего нас мира и учиться распознавать фальсификации, я в этом вижу только положительный момент.

Для Колотова проблема дезинформации в истории не нова - он говорит, что писал об этом научные статьи, работы и глубоко изучил ее. Ученый пришел к выводу, дети должны знать о попытках фальсификации, хотя бы для того чтобы развивать в себе критическое мышление.

Старший преподаватель Высшей школы экономики Илья Усов опасается, что сама история может пострадать от попыток внести в нее коррективы с учетом попыток ее сфальсифицировать.

- Борьба с фальсификацией истории - это попытка дать на противоречивые вопросы в российской истории один единственно верный ответ, - говорит Усов, - Я не верю в единственную, закрепленную государством точку зрения на такие вещи.  Если административно попытаться запретить или навязать одну единственно верную точку зрения, то это остановит развитие исторической науки. 

Школьник, по мнению Усова, должен понимать, что история – это не один единственно верный взгляд на череду событий, а споры, различные оценки, иногда противоположные суждения: 

- Например, я не считаю, что Петр Столыпин, мегапопулярный ныне человек, создал гордость и славу России. Но вполне вероятно, эта точка зрения будет закреплена в учебнике, без всякого учета мнения многих ученых.

Усов согласен, что с попытками фальсификации история и политика сталкиваются постоянно, но это не повод переписывать учебники, считает преподаватель.

Итоги конкурса за право дополнить школьный курс отечественной истории новыми фактами планируется подвести 5 июня.

Константин Пукемов
Источник: izvestia.ru
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Жизнь молодежи | Просмотров: 1243 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1
Статья хорошая, большое спасибо. Да, стоит сказать, давненько уже почти вся подлинная история Евразии искажена и сокрыта от нас многое.
А наши профисторики, увы, повторяют в учебниках то же самое, что было сочинено идеологами-пропагандистами как восточных, так и западных противников наших предков для разделения, стравливания и угнетения народов-Земляко в по Евразии - Татарии - России.О фальсификации истории Отечества, о сокрытом от нас читайте также в статьях "Нераскрытое наследие Великого евразийца", “О подлинной истории стратегических этносов Евразии”, а также «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно» - в них о том, что от нас утаивали и утаивают агенты влияния тех, «которые могут быть для нас только хитроумными эксплуататорами , а никак не верными друзьями» (Л.Н. Гумилев).Эти статьи легко найти в Интернете по названиям. Там в статьях ссылки на труды(книги), в которых излагается полное и обоснованное фактами расследование-р азоблачение фальсификаций идеологов-пропа гандистов врагов наших предков - в том числе романовских "гастарбайтеров -историков" и других сочинителей "исторических произведений" - как западных, так и ближне- и дальневосточных .Там же и о конструировании курса "Истории России" масоном Карамзиным по заказу Романовых - ставленников иезуитов-кресто носцев. Все прояснено вкратце в указанных статьях, более обстоятельно - в книгах-расследо ваниях, на которые даны ссылки в этих статьях.
avatar