13:31
На Урале потребители не знают, как бороться за свои права
Жители Свердловской области не умеют бороться за свои потребительские права. Так, в ситуации с многонедельным отключением горячей воды они оказались практически беспомощны. Куда следует обращаться в подобной ситуации – в материале «Нового Региона».

Несколько десятков тысяч екатеринбуржцев оказались заложниками долговых споров между коммунальщиками – почти месяц горожане вынуждены обходиться без горячей воды из-за полумиллиардного долга МУП «Екатеринбургэнерго» перед ЗАО «Уралсевергаз». Напомним, газовики остановили поставки топлива на котельные муниципалов в середине мая из-за задолженности в 630 миллионов рублей.

Горожане не могут справиться с коммунальным произволом


Городские и областные власти заявляют, что ситуация с горячей водой находится под контролем, и вскоре горячее водоснабжение будет восстановлено, однако, горожан, оставшихся без ГВС, такое положение вещей не устраивает. «24 дня без горячей воды. И неизвестно когда будет. Как с этим бороться?», – вопрошает форумчанка Интарика.

Действительно, большинство граждан либо просто не знают, куда обратиться в случае нарушения их потребительских прав, либо сталкиваются с тем, что жалобы в различные инстанции не приносят результатов. «Я занимался подобной проблемой (речь идет о прошлогоднем отключении ГВС из-за долгов «Тепловых сетей») по поручению соседок-пенсионерок в прошлом году – у них нет водонагревателей, они, в основном, и страдают от отключений ГВС. Я звонил в УК, где сообщили, что виноваты «Тепловые сети», написал жалобу в «Тепловые сети», получил ответ в чиновничьем стиле, суть которого сводилась к тому, что между мной и «Тепловыми сетями» нет договорных отношений, а, значит, и жалоба не к месту, – рассказал «Новому Региону» житель Чкаловского района Екатеринбурга Алексей. – Но метод этот неэффективный, потому что сроки ответа на жалобы месяц, т.е. быстро повлиять на ситуацию просто нельзя, штрафов и прокуратуры они не боятся вовсе».

Правозащитники советуют идти в суд

Между тем, как пояснили в Екатеринбургском муниципальном центре по защите прав потребителей, действия энергетиков в описанной выше ситуации были незаконными. «Это происходит от того, что товарищи энергетики не знают законов. Потребитель в равной степени имеет право обратиться как к продавцу (это УК), так и к изготовителю (поставщик горячей воды). Продавец, который продает, в данном случае не имеет своего товара, поэтому в натуре он не может поставить горячую воду, поэтому с требованием подать горячую воду нужно обращаться к энергетикам», – подчеркнул директор центра Андрей Артемьев.

Кроме того, он посоветовал горожанам, оставшимся без горячей воды, сразу идти в федеральный суд района. «Если требования горожан не удовлетворяются, нужно обращаться с иском в суд об обязании поставки услуги в соответствии с законом. Никто не имеет права перекладывать вину на потребителя за то, что кто-то там не платит, – заверил собеседник агентства. – При этом иск надо подавать не на управляющую компанию, а на того, кто поставляет горячую воду, потому что УК никаким образом не может подать горячую воду».

Также он подчеркнул, что консультации по грамотному составлению исков в центре проводятся бесплатно.

Санврачи помочь не могут – только с перерасчетом

Кстати, с ситуацией длительного отключения горячей воды сталкиваются не только екатеринбуржцы. Например, в прошлом году без ГВС остались жители Арамили. Вода из-за долгов местного «теплового» МУПа перед газовиками у них отсутствовала с начала мая вплоть до начала следующего отопительного сезона в середине сентября. Тогда за граждан вступились сотрудники областного Роспотребнадзора, но повлиять на ситуацию, по большому счету, никак не смогли. Они обратились с иском на коммунальщиков в суд, однако, решение по нему было принято лишь в конце января следующего года – арамильцам, конечно, сделали перерасчет за непредоставленную услугу, но прежде им пришлось мучиться 4 месяца без горячей воды.

Между тем, в соответствии со ст. 546 ГК РФ, перерывы в подаче горячей воды без согласования с абонентом являются ненадлежащим исполнением услуг, за исключением случаев необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии. Кроме того, нарушаются и санитарные нормы. Так, согласно СанПиН 4327-88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации системы централизованного горячего водоснабжения», которыми установлено, что даже в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 15 суток. С точки зрения защиты прав потребителей непредоставление коммунальной услуги гражданам, оплачивающим ее вовремя и в полном объеме, является нарушением законодательства и интересов потребителей.

Таким образом, екатеринбуржцы, у которых горячая вода отсутствует более двух недель, могут обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, правда, не на фактического поставщика услуги – в данной ситуации «Екатеринбургэнерго», а на управляющую компанию, с которой заключен договор. «Каждую жалобу мы, естественно, рассматриваем, пока готовится ответ гражданину, по согласованию с прокуратурой, мы проводим внеплановую проверку поставщика услуги, и если выявляется нарушение, подаем в суд», – заверила пресс-секретарь областного Роспотребнадзора Наталия Лукьянцева.

В прокуратуре советуют писать жалобы им

Кроме суда и Роспотребнадзора, граждане также могут обратиться и в прокуратуру. Несмотря на то, что некоторые считают этот метод неэффективным, в надзорном ведомстве заверяют, что все равно помогут. «Нужно написать заявление в районную прокуратуру, причем совершенно в свободной форме, – заверила пресс-секретарь областной прокуратуры Ольга Тетерина. – Не важно и то, в адрес кого будет написана жалоба – потребитель не обязан знать, по чьей именно вине не предоставляется услуга. Он должен просто нас проинформировать, что «я, такой-то, добросовестно оплачиваю коммунальные услуги, а горячей воды нет».

Также она пояснила «Новому Региону», что для ускорения работы прокуратуры с заявлением, гражданину необходимо указать свои полные ФИО, адрес проживания, а еще лучше – контактный телефон, по которому сотрудники надзорного ведомства смогут уточнить все детали.

Вариант для ленивых

Впрочем, большинство екатеринбуржцев не имеют возможности (а зачастую и желания, что, в принципе, понятно) ходить по различным инстанциям с жалобами, а, тем более, судиться. В таком случае может помочь «вариант для ленивых» – за каждым округом Екатеринбурга закреплены депутаты городской думы, которые должны заниматься жалобами граждан, как законные представители их интересов (если не из чувства долга, то хотя бы ради своего положительного имиджа).

Источник: Новый Регион

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Проблемы ЖКХ | Просмотров: 948 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar