17:01
Бударгин предложил губернаторам «коррупционное» техприсоединение

Эксперты находят противоречивым предложение главы ФСК ЕЭС

Экстравагантная идея главы крупнейшей российской сетевой компании ОАО «ФСК ЕЭС», Олега Бударгина, по поводу возможного визирования главами регионов РФ заявок на техприсоединение к сетям вызвала неоднозначную реакцию в экспертном сообществе. Губернаторы, которые, видимо, и были основными адресатами послания, пока не отреагировали на такое предложение. Отраслевые аналитики указывают на то, что перераспределение функций может снизить управленческие издержки, однако приведет к негативным последствиям для потребителей – строительству «нужных властям» объектов и росту тарифов. 

Предправления ОАО «ФСК ЕЭС» Олег Бударгин может стать автором, как считают эксперты, потенциально коррупционного механизма. Уточним, что господин Бударгин разразился идеей по разрешению проблем с техприсоединением на прошедшем 6 августа совещании в Санкт-Петербурге: глава сетевой компании не исключил, что в обозримом будущем заявки на технологическое присоединение должны будут подавать региональные власти.

«Именно органы исполнительной власти субъектов РФ заинтересованы в развитии своей территории и надежного энергоснабжения потребителей. Поэтому будет вполне логично, если губернаторы будут подавать заявки на подключение к электросетям как крупных промышленных объектов, так и дачных поселков. Это позволит не только упорядочить процесс и сделать его более прозрачным, но и повысить ответственность заявителя за соответствие заявленной мощности реальным потребностям», – цитирует официальный сайт ФСК ЕЭС Олега Бударгина. Он также предложил формировать единый подход в области технологического присоединения, выработать общую схему и правила, позволяющие вести четко скоординированную работу по повышению доступности электросетевой инфраструктуры, создать условия для повышения инвестиционной привлекательности не только самих энергетических компаний, но и регионов их присутствия.

Запрос «Правды УРФО» в ОАО «ФСК ЕЭС» выявил непреодолимые обстоятельства для ответа на него. Начальник департамента стратегических коммуникаций компании Олег Михайлов, перезвонив, сообщил, что «издание, как всегда, передернуло факты».

«У меня будет просьба к вашему изданию более корректно передавать инициативы Олега Михайловича Бударгина. Исправьте запрос и вышлите его еще раз», – назидательно потребовал господин Михайлов.

В министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области пообещали высказать свое мнение относительно идеи главы сетевой компании чуть позже. В ОАО «Холдинг МРСК» высказывать свое мнение об инициативе Олега Бударгина не стали.

Между тем эксперты по-разному оценивают инициативы господина Бударгина.

«Передача функций по формированию заявок по технологическому присоединению от МРСК к региональным властям позволит электросетевым компаниям снизить управленческие издержки на этот вид деятельности, а главное – переложить часть ответственности (за затягивание выдачи разрешений, обоснование стоимости ТП и т.д.) на региональные власти. Однако для потребителей переход к такому механизму, скорее всего, будет иметь в основном отрицательные последствия», – считает старший аналитик Института энергетики и финансов (Москва) Сергей Кондратьев, уточняя, что контроль губернаторами над техприсоединением может привести к росту тарифов.    

«На первый взгляд, может показаться, что такая передача функций приведет к тому, что региональные власти будут более ответственно относиться к регулированию деятельности МРСК прежде всего в части утверждения инвестиционных программ. Сейчас нередки случаи, когда региональные власти включают в инвестиционные программы сетевых компаний строительство объектов, спрос на которые не будет предъявлен рынком не только в ближайшие 1–2 года, но и в следующие 10–15 лет. Так, например, «Тюменьэнерго» строит ПС 110 кВ «Нагорная» (2х40 МВА) для энергоснабжения Ханты-Мансийска, притом что установленная мощность действующих подстанций, питающих город, превышает 270 МВА, а пиковая нагрузка составляет всего 100 МВА. Строительство таких объектов приводит к значительному росту тарифов, ведь инвестиции надо окупать (а сами объекты поддерживать в рабочем состоянии, даже несмотря на их ненужность). И если раньше государство соглашалось с ростом тарифов, то после 2011 года ситуация изменилась и ответственность за неэффективные инвестиции ложится на самих энергетиков», – считает господин Кондратьев.

«В таких условиях ответственность властей за ТП (и в дальнейшем за инвестиционную деятельность сетевых компаний в целом) выглядит вполне естественной – ведь это помогло бы оптимизировать инвестиции сетевых компаний. Однако, скорее всего, эта инициатива приведет к тому, что региональные власти будут по-прежнему отдавать приоритет строительству ненужных объектов, а новые потребители вместо того, чтобы подключаться в тех точках, где им это нужно, будут получать указания от властей, где и что им нужно строить, если они хотят получить разрешение на ТП. Словом, будет хорошо и региональным властям (еще один рычаг влияния на потребителей), и сетевым компаниям (меньше бумажной работы, возможность свалить часть ответственности на местные власти), а потребители, как всегда, окажутся не у дел», – добавляет он.

Аналитик «Инвесткафе» Константин Марченко видит в инициативе по разработке единой политики в области техприсоединения положительный для потребителей эффект.

«Разработку единой политики ФСК ЕЭС и «Холдинга МРСК» в области технологического присоединения нельзя назвать однозначно позитивной или негативной. У данной идеи есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны единая политика позволит синхронизировать инвестпрограммы данных сетевых компаний. Инвестиционная программа ФСК на 2012–2014 годы предусматривала вложения 504,8 миллиарда рублей. Инвестиционная программа «Холдинга МРСК» была значительно больше и составляла  902 миллиарда рублей в 2012–2015 годах. На сегодняшний день правительство окончательно не определилось с механизмами финансирования вложений в инфраструктуру. Одним из вариантов может стать сокращение инвестпрограммы. В случае уменьшения инвестиционных затрат важно обеспечить синхронизацию данного процесса. Таким образом, наличие единой политики в области техприсоединения необходимо для корректировки инвестзатрат с минимальным влиянием на потребности потребителей в техприсоединении. Единая политика позволит исключить ситуации, когда техприсоединение конкретного потребителя невозможно из-за того, что одна из компаний еще не построила сети (в результате пересмотра инвестпрограммы), в то время как другая полностью профинансировала строительство требуемого сетевого хозяйства. В данном аспекте можно оценить предложенную идею как положительную и реализуемую в интересах потребителей», – считает Константин Марченко, однако добавляет, что идея контроля губернаторами техприсоединения может иметь коррупционную составляющую.

«С другой стороны на сегодня существуют вопросы к прозрачности действующей процедуры техприсоединения. В качестве примера можно привести претензии ФАС к МОЭСК и последовавшие за этим штрафы и отставку руководителя компании. Попытка сделать техприсоединение более прозрачным и удобным для потребителей, безусловно, заслуживает максимальной проработки и скорейшей реализации. Однако идея привлечь к данному вопросу губернаторов не совсем понятна. Подобное решение создаёт потенциальные условия для коррупции. Однако всё будет зависеть от того, в какой форме власти региона будут осуществлять контроль над техприсоединением», – полагает эксперт.

Источник: pravdaurfo.ru

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Общество | Просмотров: 1098 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar