11:58
Басаргин: Система образования ЕГЭ сдала
Глава Пермского края обсудил с педагогами проблемы отрасли

При губернаторе Пермского края будет создан совет по образованию. Такое заявление глава региона Виктор Басаргин сделал, 23 августа, в ходе краевой педагогической конференции. На краевом педсовете подводились итоги работы экспертной группы по образованию, которая была создана для того, чтобы оценить состояние этой сферы в регионе. Эксперты признают, что система образования «ЕГЭ сдала», но дальнейшее ее развитие требует систематического подхода – до сих пор никакой системы в управлении прикамским образованием не наблюдалось. Подробнее – в материале «ФедералПресс.Приволжье».

Напомним, Виктор Басаргин создал несколько экспертных групп, которые должны были авторитетно диагностировать состояние наиболее проблемных сфер социальной жизни региона. Первой о своей работе отчиталась экспертная группа по здравоохранению. Выслушав отчет экспертов, губернатор заявил, что «не хотел бы болеть в Пермском крае», и пообещал в работе над реанимацией системы здравоохранения «уйти от системы обязательности к системе целесообразности».

Диагноз, поставленный сегодня пермскому образованию, был более утешительным – Виктор Басаргин начал свою речь словами «Система образования Пермского края ЕГЭ сдала». Но проблем в ней все-таки хватает.

В «Образовательную» экспертную группу вошли 153 человека – представители детских садов, школ, техникумов, вузов, СМИ, депутаты Законодательного собрания края. Сегодня они выявили ряд проблем в дошкольном, общем, начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании. Рассмотрение проблем высшего образования отложили на осень.

Первая проблема – нехватка образовательных учреждений. Их количество в последние годы неуклонно снижается – какие-то закрывают, какие-то «реорганизуют». Количество школ в период с 2000 по 2010 год уменьшилось с 1434 до 837. Если проблема с местами в детсадах уже прошла свой пик, то проблема с нехваткой мест в школах ожидает край в недалеком будущем. В краевой столице это уже ощущается, а в связи с демографическим подъемом двухтысячных пика «нехватка парт» достигнет, по подсчетам экспертов, в 2016-2017 годах. Усугубит проблему, по словам депутата краевого парламента и руководителя лицея при ВШЭ Ирины Ивенских, которая входила в экспертную группу, введение новых нормативов, отменяющих обучение школьников во вторую смену. Во вторую смену в крае учится около 20 % школьников, и куда их девать – непонятно. Эксперты настаивают на необходимости строительства новых школ – пока не поздно.

То же и с детскими садами. Сейчас в крае на 100 мест в детсадах приходится 109 детей. Впрочем, курс на строительство детсадов губернатор взял чуть ли не сразу после своего назначения. Правда, его инициативу о реформе проекта «Мамин выбор», пермские активисты расценили как отмену субсидий для тех, кому места в садике не досталось, поэтому сегодня Виктор Басаргин счел нужным особо заострить на этом внимание. «Проект продолжается, несмотря на то, что мы передали его исполнение на муниципальный уровень, говорит губернатор, – Объем финансирования на него мы даже увеличили, нашли деньги, для того чтобы строить новые учреждения. Если в детских садах есть свободные места, то только тогда у муниципалитета появляется выбор сохранить этот проект или нет». Другими словами, если мест в дошкольных учреждениях нет, то «Мамин выбор» точно работает.

Кроме того, Виктор Басаргин заявил, что в ближайшие два года число мест в детских садах будет увеличено на 21 тысячу. За это время планируется построить 91 новый детский сад и восстановить еще 65 закрытых.

Бывший член правительства Олега Чиркунова, а ныне депутат краевого парламента Елена Гилязова тоже заступилась за «Мамин выбор» – по ее мнению, проект должен работать даже тогда, когда места в садиках есть: «Мы должны сохранить этот проект как реальный выбор», – говорит Елена Гилязова. Ирина Ивенских говорила о том, что субсидией по проекту пользуются не только те, кто не может получить место в детсаду, или считает домашнее воспитание более правильным – ее получают и семьи с детьми, находящимися в социально опасном положении, и в таких семьях компенсация, как правило, идет отнюдь не на нужды ребенка. «Прежде всего, ребята, находящиеся в социально опасном положении, должны оказаться в детских садах», – говорит Ирина Ивенских.

Наиболее остро в пермском образовании стоит проблема кадров. Учителя стареют: по словам Ирины Ивенских, доля молодых специалистов в отрасли едва превышает 4 %. В школах не хватает узких специалистов – психологов, логопедов, и прочих. Не хватает учителей информатики, иностранных языков, ОБЖ – эти предметы во многих школах просто не преподаются. А между тем, в новых образовательных стандартах ЕГЭ по инязу становится обязательным. Правда, с 2020 года – но восьми лет, с учетом десятилетнего образовательного цикла, может просто не хватить на решение этой проблемы.

Виктор Басаргин сообщил, что для привлечения в отрасль молодых специалистов в крае уже разрабатывается программа по улучшению жилищных условий для учителей. Сейчас рассматриваются возможности выделения жилищных субсидий, льготных ипотечных ставок, выделение земли под строительство.

Новое правительство намерено продолжать увеличение зарплат в отрасли. Сейчас заработная плата школьных учителей приблизилась к средней по экономике – почти 18 тыс. рублей. Правда, как уточняет ректор пермского педуниверситета Андрей Колесников, средняя нагрузка на учителя при этом составляет 1,23 ставки. Зарплата работников начального и среднего профессионального образования сильно разнится от учреждения к учреждению – от 10 до 30 тыс. рублей. Меньше всех получают работники детсадов – 6–15 тыс. рублей. Губернатор заявил, что зарплаты учителям к концу года будут увеличены до 21 тыс. рублей. Кроме того предусмотрено повышение зарплат работникам детсадов с 1 января 2013 г. на 30 %, а с 1 октября 2013 г. она будет доведена до средней по образовательной отрасли.

Отрасль профессионального образования находится сейчас в наиболее трудном положении. Учредитель большинства учреждений НПО и СПО, агентство по управлению госучреждениями Пермского края должно передать свои полномочия в части управления учреждениями образования и культуры краевому Минобразу и министерству культуры. Директор Пермского авиационного техникума и председатель совета директоров учреждений СПО Александр Дическул обратился к губернатору с просьбой не допустить к управлению отраслью прежних учредителей. По его словам, к руководству учреждениями профобразования необходимо привлечь людей, которые «выросли в системе образования и знают ее изнутри».

А проблем в профобразовании хватает: в регионе нет системы прогнозирования кадровых потребностей бизнеса, заказ и предложение специалистов, по словам Александра Дическула, не сбалансированы. Материально-технический комплекс училищ морально устарел, в итоге, по словам Ирины Ивенских, «выпускники обладают знаниями и навыками, не востребованными на рынке труда». Реорганизация учреждений сводится к беспорядочному слиянию, зарплата сотрудников в разных учреждения НПО и СПО отличается в 2-2,5 раза, а методика ее расчета никому не известна.

Губернатор признал, что все реформы в системе НПО и СПО до сих пор велись бессистемно. Причем ситуация настолько запущена, что все процессы оптимизации пришлось приостановить. Сначала нужно выяснить, каких специалистов и для каких предприятий готовят учреждения профобразования, а потом уже смотреть, что и каким образом реорганизовывать. Уже сейчас есть договоренность с Пермской Торгово-Промышленной Палатой о том, что бизнес сделает «срез по заказу на выпускников НПО и СПО».

Говорили о проблемах лицензирования образовательных учреждений – с каждым годом количество нелицензированных растет; о нехватке учебников (30 % школ не могут себе позволить полностью обеспечить учеников учебниками); о проблемах малокомплектных и удаленных школ; о материально-техническом обеспечении – во многих сельских школах есть компьютеры, но нет доступа в интернет. В один голос эксперты говорили о том, что реорганизация любых образовательных учреждений от начала и до конца должна проходить с учетом общественного мнения, в диалоге с родителями, а не в приказном порядке, как это чаще всего происходит.

Все эти проблемы решаемы, и могли быть решены давно – при условии наличия политической воли. Хватит ли воли у главы региона выполнить все обещания, которые он дал по итогам работы только первых двух экспертных групп – пока неизвестно.

Источник: fedpress.ru

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Общество | Просмотров: 1237 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar