17:04
Чем закончится борьба за самую ценную госсобственность в Свердловской области
Весь октябрь генеральная тема сообщений свердловской власти – смена менеджмента последних важных активов региона. Сменился директор Первоуральской птицефабрики, за ним – Рефтинской, потом – глава Ирбитского молзавода. Во вторник МУГИСО согласовало программу продажи этих активов в 2013-2014 годах. Это не вырванные из контекста детали, после раздела птицепрома свердловская власть просто перестанет быть интересной.

Сейчас внутри «белого дома» бьются два концепта: Чемезова и Бондарева, бывшего и нынешнего кураторов сельского хозяйства. И за каждым – свои лоббисты, свои капиталы и ФПГ. Формально победил Бондарев, но Чемезов не промах – его план тоже реализуется, но сложнее. Все подробности – в нашем материале.
 
Свердловские птицефабрики – гордость и последняя радость местной власти. Созданные во время Бориса Ельцина, выпестованные первым губернатором Эдуардом Росселем, они одно время были даже альтернативой свердловским металлургам (последних попрекали, что птичницы зарабатывают больше рабочих у мартена). При Александре Мишарине птицефабрики кредитовали все безумные стройки сумасшедшей стоимости. При Евгении Куйвашеве их решено продать. Глава МУГИСО Алексей Пьянков, защищая во вторник в Заксобрании программу управления госсобственностью, напомнил о поручении президента по выходу власти из всех непрофильных проектов, коими, без сомнения, являются птицефабрики. В Свердловской области они хоть и акционерные общества, но на 100% принадлежат правительству.
 
Эта форма управления позволяет менять директоров без каких-либо комиссий и обсуждения, одним решением МУГИСО по представлению премьера Дениса Паслера. Так и происходит. Для сферы госсобственности октябрь – время новостей о назначении новых директоров птицефабрик. Время борьбы за этот актив, публикации открытых писем коллективов и обсуждения новых руководителей.
 
Сотрудник аппарата правительства говорит, что с 2008 года основной спор - что делать с этим имуществом? При Эдуарде Росселе министр сельского хозяйства Сергей Чемезов настаивал на создании нового государственного холдинга. «Что такое птицефабрики? Они интересны или торговым сетям, чтобы снизить себестоимость, повысить торговую наценку и получить прибыль, или производителям комбикорма, потому что ты завозишь на птицефабрику комбикорм и на выходе получаешь продукцию более высокого передела и стоимости. 60% стоимости курицы - комбикорм», - говорит чиновник.
 
Сергей Чемезов это понимал, и потому предлагал к государственным комбикормовым заводам (Богдановичскому и Екатеринбургскому) добавить птицефабрики (Среднеуральскую, Рефтинскую, Свердловскую и Первоуральскую) и добавить к ним такой же государственный Ирбитский молокозавод (до сих пор сохраняющий статус ГУПа). Последний необходим, поскольку из года в год сеять сорта для комбикормов на одной земле невозможно, земля отдыхает – на площадях сеют траву, которую съедают коровы.
 
При Эдуарде Росселе реализовать план Чемезова не удалось – сменилась власть. Новый губернатор Александр Мишарин проект рассматривал, но принял сторону своего министра сельского хозяйства Илью Бондарева, который при поддержке компаний-отраслевиков добивался продажи активов частному капиталу по отдельности. Птицефабрики были акционированы, но не проданы – Мишарина сняли.
 
Собеседник агентства говорит, что проект большого государственного холдинга новой власти презентовал депутат Заксобрания Илья Гаффнер. Правда, к проекту Сергея Чемезова он добавил новый блок – государственная компания должна была получить все неиспользуемые областные земли сельхозназначения. Ее стоимость автоматически вырастала бы в разы, и в сумме холдинг бы стоил десятки миллиардов рублей. Гаффнер, естественно, видел себя главой такой компании.
 
«Есть административные трудности, - признает источник в «белом доме». – [Премьер] Денис [Паслер] ограничен в своих возможностях. Он управляет тем кабинетом, что ему дали. И управляет как привык, будто это корпорация. Бондарев отвечает за сельское хозяйство – значит, реализуем схему Бондарева. Будет провал – уволим Бондарева». Это, утверждает собеседник агентства, предопределило результат в борьбе идей – победила продажа активов.
 
МУГИСО рассчитало, что первоначальная стоимость птицефабрик – лишь около пяти миллиардов рублей. Свердловская птицефабрика предварительно оценена в 1,2 млрд рублей, Первоуральская – в 600 млн, Рефтинская – 2,5 млрд, Среднеуральская – 400 млн. Владелец сети супермаркетов «Кировский» Игорь Ковпак на заседании парламента это решение приветствовал: «Если человек тратит 600 млн – значит, он не убьет фабрику, а будет ее развивать». Депутат комментировал оценку Первоуральской птицефабрики, расположенной в городе, где у него масса интересов.
 
«Конечно, порознь эти активы купит масса желающих. Что-то возьмет Ковпак, что-то – кто-то другой», - соглашается собеседник в правительстве. Правда, он убежден, что вице-премьер Илья Бондарев окончательно не победил. «Денис [Паслер] согласовал план Бондарева, но назначает других», - указывает чиновник. Это правда: возвращение на Рефтинскую птицефабрику Николая Топоркова, появление на Первоуральской птицефабрике Константина Сурина, а на Ирбитском молзаводе – Сергея Суетина, в отрасли связывают с влиянием Сергея Чемезова. «Через Росселя он влияет на Дениса [Паслера], на [губернатора Евгения] Куйвашева, и назначения проходят не те, что хотел бы Бондарев», - соглашается источник в отрасли.
 
Правда, Сергея Чемезова более не подозревают в желании создать государственный холдинг. «Качество управленцев такое, что они скорее снизят стоимость активов перед продажей. Могут довести до предбанкротного состояния. На Рефтинской и Первоуральской сейчас аудиторские проверки, и не факт, что в итоге подтвердится даже предварительная оценка МУГИСО. За все можно и пяти миллиардов не получить», - разъясняет знакомый с ситуацией чиновник. По его данным, снижение стоимости может происходить в интересах владельца группы «Синара» Дмитрия Пумпянского. Среди его активов есть и сельскохозяйственные – ООО «Каменское».
 
Одна проблема - работа по снижению стоимости птицефабрик – длительная. «У нас просто нет времени, - считает знакомый бизнесмен. – Пока мы носились с птицефабриками, челябинцы и тюменцы принимали и исполняли колоссальные инвестпрограммы. Их фабрики сейчас крупнее, продукция дешевле. [Челябинский политик и бизнесмен Олег] Колесников в Тюбуке открывает птицефабрику, которая в одиночку перекроет мощности всех свердловских. И это всего в 100 километрах от Екатеринбурга. Дойдем до аукциона, он скупит все на корню и закроет, потому что путь сбыта [челябинской] продукции у него один – Свердловская область».
 
Источник:URA.Ru
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Экономика | Просмотров: 1738 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar