12:46 Правительство утвердит новые принципы пригородных перевозок | |
Минэкономики направило в правительство
итоговый вариант концепции развития пригородных пассажирских перевозок
до 2025 года. От регионов потребуют детально прописанных пятилетних
заказов на перевозки, которые можно будет размещать через конкурсы. Это
стимулирует приход на рынок частных инвестиций, подразумевает концепция.
Аналитики считают, что бизнесу будет интересен только Московский
транспортный узел. Вчера глава ОАО РЖД Владимир Якунин заявил,
что концепция пригородных пассажирских перевозок принципиально одобрена
всеми профильными ведомствами. Источники "Ъ" уточнили, что документ,
который готовило Минэкономики, направлен в правительство для
окончательного утверждения.
Согласно одной из последних версий концепции
(есть у "Ъ"), федеральный бюджет продолжит полностью компенсировать
затраты ОАО РЖД на предоставление инфраструктуры пригородным
пассажирским компаниям (ППК), то есть в среднем 40% от их расходов. При
этом за регионами предлагается жестко закрепить обязательства по
компенсации ППК выпадающего дохода из-за установления тарифов ниже
экономически обоснованного уровня.
Бюджетные субсидии в пригородные перевозки в
2011 году составили 40 млрд руб. Концепция предполагает, что до 2025
года ежегодно объемы госвложений будут снижаться на 1,5-2%. При этом
пассажирооборот во всех регионах, кроме столичного (на который
приходится 48% рынка), будет падать на 2,6% в год. В Московском
транспортном узле пассажирооборот ежегодно будет увеличиваться на 1,2%,
благодаря чему и общий показатель по России вырастет: с 29,1 млрд
пассажиро-км в 2011 году до 32,2 млрд пассажиро-км в 2025 году.
Концепция предлагает детальную модель
регионального заказа на перевозки. Он должен заключаться минимум на пять
лет, содержать обязательные техусловия, в том числе прогнозный
пассажирооборот, а также требования к подвижному составу. Кроме того, в
заказе должны быть прописаны принципы установки и изменения тарифов,
финансовая ответственность сторон, а также инвестиционные обязательства
перевозчика. При этом в тарифе может быть заложена инвестиционная
составляющая, уточняется в концепции. Экономически обоснованный уровень
ставки будет определяться субъектом РФ. Сейчас ППК заключают контракты с
регионами в среднем на один-три года, в них прописан лишь
вагонно-километровый объем работ.
Главным отличием новой модели заказа на
перевозки от действующей является возможность для регионов размещать его
не только напрямую, но и через конкурс. Причем регионы смогут вместе
формировать заказ, если маршрут пролегает по территории нескольких
субъектов. По замыслу разработчиков концепции, это может создать
конкуренцию на рынке, когда за один маршрут будут бороться сразу
несколько перевозчиков. Существующие в России 29 ППК между собой
конкурируют редко — каждая работает в своем регионе. Кроме того,
концепция предполагает, что вагонами будет владеть не только монополия,
но и сами ППК, регионы, лизинговые компании и частные владельцы. Сейчас
ППК арендуют подвижной состав у РЖД.
Все эти меры, говорится в документе, могут
привлечь 20 млрд руб. частных инвестиций в пригородный комплекс к 2015
году и росту доли новых вагонов в парке ППК с 25 до 35%. Пока
единственная компания, у которой кроме ОАО РЖД и субъектов РФ есть
частные совладельцы — ОАО "Центральная пригородная пассажирская
компания" (ЦППК). 25% ее акций контролируют структуры Искандера
Махмудова и Андрея Бокарева. Источник на рынке отмечает, что даже они
планируют зарабатывать не на продажах билетов, а на синергии ЦППК с
другими своими активами — в том числе через закупки подвижного состава.
"Реально прибыль от пригородных перевозок можно получать только в
столице, даже в Подмосковье это уже не бизнес, а социальные
обязательства",— поясняет собеседник "Ъ".
Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук считает,
что в тех регионах, где местные власти могут гарантировать
безубыточность перевозок, конкуренция за маршруты реальна: "Уже есть
примеры, когда ППК предлагают услуги тем субъектам, которые не входят в
зону их присутствия". Но таких регионов будет немного, признает эксперт.
Как правило, субъекты не могут полностью компенсировать выпадающий
доход. Так, в 2012 году ППК предъявили регионам счет на 15,6 млрд руб.;
по данным на октябрь, компенсирована лишь половина этой суммы. Источник: kommersant.ru | |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |