20:28
Россияне пока не готовы сотрудничать с полицией

Россияне не доверяют полиции, а готовность граждан к сотрудничеству с сотрудниками органов правопорядка продолжает снижаться. К таким неутешительным для МВД выводам пришли социологи «Левада-центра», работавшие по заказу фонда по борьбе с полицейским произволом «Общественный вердикт». Исследование прошло накануне двухлетия реформы ведомства и вступления в силу федерального закона «О полиции».

По состоянию на 1 марта 2013 года «индекс доверия полиции» равен семи пунктам из ста возможных, подчеркивают социологи «Левада-центра», которые провели опрос 1,6 тыс. респондентов в разных регионах страны. Данные независимых исследователей полностью разошлись с опросами Фонда «Общественное мнение», проводившимися по заказу самого МВД. Так, например, по данным ФОМа, граждане наоборот стали больше доверять полиции (54%), а положительно к ней относятся 63%. К аналогичным выводам, подчеркивают в МВД, пришли и социологи ВЦИОМа, проводившие исследование уже за свой счет.

Опрошенные «Известиями» эксперты тоже разделились во мнениях: одни считают независимое исследование необъективным, поскольку не все участники выборки имели личный опыт общения с полицейскими, другие — вполне реалистичным и закономерным, к тому же более похожим на правду, чем отчеты, сделанные по заказу МВД.

Самыми больными точками в МВД опрошенные «Левада-центром» считают вымогательство и коррупцию (47%), 43% недовольны тем, как полиция реагирует на заявления граждан, каждый четвертый респондент заявил, что прежде всего нужно искоренять полицейский произвол, незаконные задержания и пытки. Эти показатели даже ниже, чем аналогичные «дореформенные», но чуть лучше, чем в апреле 2012 года, когда случился громкий скандал в казанском ОП «Дальний», где после пыток бутылкой из-под шампанского погиб 52-летний Сергей Назаров.

По данным ФОМа, их респонденты заявили всё наоборот: количество отказов в регистрации заявлений о преступлении существенно снизилось, а уровень их опасений насчет криминогенной ситуации даже уменьшился на 8% по сравнению с прошлым годом (с 63 до 55%).

— Меня больше всего поразило, что 57% сотрудников правоохранительных органов считают, что полиция неспособна защитить от преступности, а значит, реформа нерезультативна и внутри самой системы ничего толком не изменилось, — говорит руководитель исследовательских программ фонда «Общественный вердикт» Асмик Новикова. — Недавно МВД опубликовало список задач дальнейшей реформы, где в качестве основной задачи были открытость и доверие общества. Так вы работайте качественно, дайте людям ощущение того, что вы оперативно реагируете на их вызовы и защищаете, и тогда доверие к полиции в целом вырастет.

Другой важный аспект, по мнению Новиковой, в том, что в сознании граждан укоренилось мнение, что МВД не прилагает усилий, чтобы изменить ситуацию, хотя на самом деле это далеко не так.

— В сознании людей полицейские по-прежнему представляют для них серьезную угрозу — 30% респондентов считают, что в первую очередь надо бороться с произволом полицейских, 27% — с пытками, фактически это одно и тоже, и это серьезный запрос со стороны общества, — замечает Новикова.

Правозащитник Павел Чиков из «Агоры» считает, что, несмотря на отсутствие громких скандалов после истории с ОП «Дальний», проблема преступности среди самих полицейских по-прежнему очень актуальна, отсюда и недоверие со стороны обычных людей.

— Число нарушений закона со стороны самих полицейских растет катастрофически — по данным Генпрокуратуры, количество выявленных дисциплинарных проступков за девять месяцев прошлого года выросло на 18%, — поясняет Чиков. — Отношение к работе и к людям не меняется, эффективность их работы не повышается, соответственно, и доверие, как видно из результатов этого и любых других опросов, не растет.

Казалось бы, ситуацию с имиджем сотрудников МВД должны были бы существенно улучшить десятки сериалов с положительными и честными «ментами», которые снимаются у нас в огромном количестве. Но одних усилий киношников явно недостаточно, считает известный сценарист и автор популярных милицейских сериалов («Улицы разбитых фонарей», «Чужой район», «Дознаватель», «Шеф» и др.) Андрей Тумаркин.

— Можно снять сто сериалов, в которых менты всем помогают, но стоит случиться очередному ОП «Дальний», как все эти положительные сериалы оказываются вмиг перечеркнутыми, — объясняет Тумаркин. — Только стараний киношников мало. Нужно чтобы и внутри системы происходили какие-то сдвиги. А судя по тому, что лично я вижу, ничего особенного не происходит.

По его словам, на днях его подруга пыталась в Москве вызвать милицию — за стенкой от страха кричал маленький ребенок, у которого родители — наркоманы. А потом вдруг замолчал.

— Я посоветовал ей позвонить в дежурную часть и вызвать наряд. И что ей ответили? «Напишите заявление на имя нашего начальника, в течение 10 дней оно будет рассмотрено и вам дадут ответ», — рассказывает Тумаркин.

Как показало исследование «Левада-центра», хуже всего к полицейским относятся на юге России и на Северном Кавказе, но самое удручающее положение — в Центральном регионе и Москве. По данным «Левада-центра», 47,2% жителей столицы считают работу полицейских неудовлетворительной.

Правозащитники, работающие на Северном Кавказе, да и сами сотрудники ведомства считают, что ситуация там даже хуже, чем показало исследование.

— Ситуация в правоохранительных органах Дагестана критическая. Полиция противопоставлена населению и разлагается изнутри. Если не предпринять усилия по серьезному реформированию работы республиканского МВД, через пять лет этот важнейший институт государственности окончательно деградирует, — не сомневается полковник полиции Салих Гаджиев из Дагестана.

Олег Орлов из «Мемориала» говорит, что честным и порядочным сотрудникам МВД в том же Дагестане просто не дают работать, потому что они отказываются участвовать в коррупционных схемах.

— Мы пытаемся донести эту информацию до руководства МВД, но всё бесполезно, — констатирует Орлов. — В Дагестане коррупция в ведомстве настолько сильна и вездесуща, что работать в рамках закона практически невозможно, а зачастую просто опасно для жизни — на это нам жалуются десятки сотрудников. Те офицеры, которые пытаются противостоять системе, становятся изгоями.

Неудивительно, что обычные граждане плохо относятся к полиции, замечает Орлов, они же видят, как к своим сотрудникам там относятся. За три последние года, по официальным данным, в Дагестане были убиты 369 и ранены 546 военнослужащих и сотрудников силовых ведомств — в большинстве случаев сотрудники МВД по РД.

Однако генерал-лейтенант МВД в отставке Александр Гуров говорит, что вообще не верит социологам и их исследованиям — ни эмвэдэшным, ни независимым, — поскольку, по его словам, «какой вопрос поставишь — такой ответ и получишь».

— В нашем обществе очень развита эмоционально-раздражающая составляющая: спросите, верите ли вы судьям, тоже скажут «нет», у нас много лет — и справедливо, и несправедливо — нагнеталось негативное отношение к сотрудникам внутренних дел, и в итоге вся служба оказалась, мягко говоря, в дерьмеце, — говорит Гуров. — По-моему, люди просто говорят автоматически, порой просто не владея темой.

Полковник МВД в отставке адвокат Евгений Черноусов тоже не согласен с правозащитниками. По его мнению, объективные улучшения в работе МВД есть, но они незаметны обществу, потому что ведомство «не может их нормально преподнести».

— Полицейским заткнули рты, и они разучились общаться с населением — рядовым сотрудникам запрещено давать какие-то комментарии, — говорит Черноусов. — Но главная «дореформенная» проблема как была, так и осталась: полиция, как и милиция, неподотчетна обществу. Отчитываться надо не начальству на каких-то закрытых совещаниях, а простым людям — тогда и работа простых полицейских будет заметна.

Источник: Известия

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Общество | Просмотров: 649 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar