12:56 На вертолет свердловского губернатора поставили фальшивые авиаприборы. +ВИДЕО | |
Такие же для «борта№1» президента покупала ФГУП ГТК «Россия» На вертолете Ми-8, который перевозил свердловского губернатора Евгения Куйвашева, стояли фальшивые авиаприборы. Поддельные авиагоризонты покупала и ФГУП ГТК «Россия» – на ее балансе находится лайнер президента Владимира Путина. Эти и другие факты вскрылись в ходе масштабного расследования, проведенного силовиками по всей России. Сначала расследование началось на Урале, а потом фальшивые приборы сотнями снимали с воздушных судов по всей стране. Экспертиза признала, что неаутентичные «приборы-двойники» представляют опасность для экипажей и пассажиров. Поименно известны и члены преступной ОПГ, промышлявшей подделкой авиаприборов. Но на скамью подсудимых все равно никто не сел – коррупционные нити ведут на самый верх – в Минтранс РФ и Росавиацию. Подробности – в материале «Нового Региона» и в видеосюжете. Подделкой базовых авиаприборов для самолетов и вертолетов в Екатеринбурге начали промышлять в 2006 году. Здесь расположен единственный на всю Россию производитель авиаприборов – ОАО «Уральский приборостроительный завод». На тот момент на предприятии царил хаос – гендиректор УПЗ Владимир Годлевский занимался выводом заводского имущества, за что сейчас находится под судом. «Занятостью» топ-менеджера и воспользовался руководящий состав среднего звена УПЗ, который наладил нелегальное производство и ремонт авиагоризонтов для самолетов и вертолетов. По оперативным данным, в ОПГ с УПЗ входило шесть человек: начальник ремонтно-эксплуатационного отдела УПЗ Владимир П., директор по производству Риф Р., старший контрольный мастер ОТК Юрий С., слесарь-сборщик З. и сотрудница Ф. Позже Риф Р. признался следователям Уральского следственного комитета на транспорте, что нелегальные заказы от авиакомпаний брал П., а уже затем передавал их ему – директору УПЗ по производству. Р., в свою очередь, отдавал заказы на изготовление авиагоризонтов слесарю З. Оперативники установили, что фальшивые приборы на УПЗ делали из имеющихся запчастей. Причем тех, что ранее уже были в эксплуатации, но имели хороший товарный вид – чтобы не вызвать подозрений. Затем представитель заказчика Ф. выписывала на приборы-двойники фальшивые паспорта. При этом она была хорошо информирована о нелегальности этой деятельности. Согласно показаниям самих участников схемы, за ремонт каждого прибора П. передавал Р. суммы в пределах 35-40 тысяч рублей. Затем эти средства распределялись: 20 тысяч рублей за один прибор-двойник получал слесарь З., еще 20 тысяч себе оставлял Р. При этом бывший директор по производству утверждает, что не помнит, сколько именно приборов успели подделать. Всего лишь один пример: в результате махинаций, авиагоризонт марки АГКБ-3К 1977 года выпуска был выдан за прибор, изготовленный в 2009 году. При этом укомплектован он был из частей, изготовленных в прошлом веке – для эффекта «новизны» им придавал соответствующий «товарный» вид слесарь З. Можно легко предположить, что такой «конструктор-гибрид» вряд ли будет адекватно информировать экипаж о параметрах полета и положении ВС в воздухе. Выявлению «фальшивоприборщиков» предшествовало крушение вертолета Ми-8, которое произошло 19 июля 2011 года в Нижнесергинском районе Свердловской области. Упавшая машина принадлежала авиапарку ЗАО «Уктус» и в тот день осуществляла облет газопроводов. В отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК) значится, что причиной падения Ми-8 стала ошибка экипажа – точнее погибшего КВС Вадима Финогенова. Якобы, он несвоевременно принял решение возвратиться на базу вследствие плохих метеоусловий. Точнее – не принял такого решения и вертолет разбился. «Новый Регион» отыскал выжившего в той катастрофе второго пилота Ми-8, напарника погибшего Финогенова – Андрея Бисерова. Тот уверяет, что отчет МАК мог быть сделан формально (и как профессиональный пилот он этим не удивлен) и не отражает всех причин катастрофы. Выживший член экипажа также допускает, что причиной падения их Ми-8 могли быть, в том числе и поддельный авиагоризонт, вышедший из цехов УПЗ. По его словам, экипаж (и он сам в том числе) ошибся в определении высоты полета вертолета – эту погрешность как раз могли выдать неаутентичные приборы. Пилот также признается, что проблема фальшивых приборов хорошо известна на всех уровнях – Росавиации, Минтранса РФ, авиакомпаний и непосредственно летающих экипажей. Более того – вторая часть членов ОПГ трудилась как раз на авиационном предприятии. Это ЗАО «Уктус» – бывшее «Второе свердловское авиапредприятие». Ее состав, как и в случае с сотрудниками УПЗ, также хорошо известен силовикам. Впрочем, к уголовной ответственности никто не привлечен, а часть организаторов продолжают трудиться в аэропорту. Организатором и теневой «королевой» преступной схемы считается действующий начальник планово-диспетчерского отдела «Второго свердловского авиапредприятия» Лариса С. Следователи установили, что ей помогали коллеги – бывший начальник вертолетного цеха «Второго САП» Рашид М. По данным следствия, он создавал дилерскую сеть для продажи нелегальной продукции по всей России. В том числе, ГТК «Россия», которая эксплуатирует самолет президента России. Уже позже в «Уктусе» изъяли образцы печатей авиапредприятий – заказчиков приборов-двойников. Известно, что к преступной деятельности привлекли и бывших летчиков отряда. Они, например, сотрудничали с компанией «Владивосток-Авиа». Сотрудники «Уктуса» ни в чем не признаются, упирая на 51-ю статью Конституции – не дают свидетельских показаний. Но в телефонном разговоре с корреспондентом «Нового Региона» Рашид М. признался, что авиапарк «Уктуса» – в частности, вертолеты, были укомплектованы поддельными авиагоризонтами. Но уверяет, что не имел к этой деятельности никакого отношения. Однако оперативным путем было установлено, что заказы на приборы С. размещала через своего партнера – уже упомянутого сотрудника УПЗ П. Для чего последний создал в Екатеринбурге сеть «фирм-прокладок». Таких юрлиц было около четырех-пяти – ряд были зарегистрированы на наркоманов. Название одной из фирм – «Екатеринбург-Авиаремзапчасть». Результатом деятельности ОПГ стало то, что жизни и здоровье экипажей и пассажиров воздушных судов в разных регионах России стали подвергаться систематической опасности. К такому выводу в ноябре-декабре 2012 года пришла комплексная техническая судебная экспертиза на основе изучения снятых с воздушных судов фальшивых авиагоризонтов АГКБ-3К. В оперативном списке (см. под текстом) покупателей фальшивых приборов – 107 авиакомпаний России: «Оренбургские авиалинии», «Ямал» (перевозит, в том числе крупных госслужащих), «Ютейр» (месяц назад с ее вертолетов сняли 22 прибора), авиакомпании нескольких филиалов «Газпрома» и как уже говорилось ФГУП ГТК «Россия» – эксплуатант президентских бортов. За прошедшее время разными органами – УФСБ России по Свердловской области, Уральским следственным управлением на транспорте, транспортной полицией – была проведена внушительная оперативная работа. Всего в разных субъектах России с авиационной техники за последние месяцы сняли 330 неаутентичных авиаприборов. Итогом стало получение доказательств относительно существования в России крупного нелегального рынка контрафактных – т.е. поддельных авиационных приборов. Аналогичному тому, где реализуются контрафактные авиаузлы для авиатехники. От деятельности уральской ОПГ едва не пострадал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Как установила прокурорская проверка – на вертолете губернатора Ми-8 (находится на балансе регионального Мингосимущества) тоже были установлены фальшивые приборы – и это могло закончиться для главы региона печально. Вертолет был предоставлен губернатору также из парка ЗАО «Уктус». К счастью, опасные приборы были своевременно с этой машины изъяты. Впоследствии вертолет для Куйвашева наняли у тюменской компании «Ютейр». Но как мы теперь знаем, фальшивые авиагоризонты УПЗ добрались в свое время и до нее. Несмотря на несколько возбужденных уголовных дел, никаких «посадок» не случилось. Максимум, что было реализовано – часть членов гурппы махинаторов уволили с ОАО «УПЗ». Впоследствии на завод пришла команда новых управленцев, которые сейчас активно помогают органам ФСБ в расследовании «приборного» дела. Несмотря на то, что члены группировки известны поименно – никто не привлечен к ответственности. Как установил «Новый Регион», та же Лариса С. по-прежнему возглавляет отдел ПДО «Второго свердловского авиаотряда». Мы попытались ее расспросить о подделке приборов, однако говорить с нами она наотрез отказалась. Не вполне ясные трудности, которыми сопровождалось следствие (то ли недостаток квалификации, то ли рвения) привели к тому, что расследование не закончилось ничем. В общей сложности по факту падения «уктусского» Ми-8 было возбуждено два уголовных дела. Одно – кировским следственным отделом Екатеринбурга – по ст. 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями). Второе дело возбудили полицейские из линейного отдела «Кольцово» по ст. 159 УК РФ (Мошенничество)». Самое первое уголовное дело – по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ (производство работ, не отвечающих требованиям безопасности) (возбуждено в январе 2012 года), «дотянуть» не смогли. Даже, несмотря на наличие обширной доказательной базы, и признательных показаний. Одна из немногих зацепок, которая позволит поставить точку в истории с фальшивыми приборами – это уголовное дело, возбужденное ЛОВД аэропорта «Кольцово» по ст. 159 УК РФ (Мошенничество)». Оно еще существует, хотя следствие по нему недавно приостановлено. Это уголовное дело было возбуждено 5 февраля 2013 года в отношении неустановленного лица по факту продажи ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие» неаутентичных приборов «авиагоризонт» на сумму 550 тыс. 847, 46 рублей. По словам пресс-секретаря СУ УТ МВД России по УрФО Елены Епимаховой, в промежуток времени до 1 февраля 2010 года неустановленное лицо при неустановленных обстоятельствах с целью продажи ОАО «Второе САП» получило шесть неаутентичных авиагоризонтов – запрещенных к установке на воздушные суда. Сделка осуществлялась между одной из фирм-прокладок П., позже выявленных сотрудниками УФСБ по Свердловской области. В данном случае это было ООО «Урал-Торгкомплект» – через него и были реализованы шесть АГБ-3К для «Уктуса». Но установить конкретных лиц – участников сделки – в транспортной полиции не смогли. «По данному договору при неустановленных обстоятельствах неустановленное лицо, введя в заблуждение работников ОАО «Второе свердловское авиапредприятие» об неуатентичности авиационных изделий, осуществило поставку двух авиагоризонтов АГБ-3К», – говорит Елена Епимахова. При этом за два АГБ-3К «Урал-Торгкомплект» получил от Второго САП 550 тыс. 847, 46 рублей. Данное уголовное дело имеет номер 10172. Однако 5 мая 2013 года предварительное следствие по нему было приостановлено. Как утверждают в СУ УТ МВД России по УрФО, в связи с неустановленностью виновного лица – некого привлекать к ответственности. Мы не можем делать выводов относительно качества проведенного следствия. Но факт остается фактом – полиция и транспортные следователи, несмотря на доказательства и признания уголовные дела не довели до конца, а виновники не наказаны. Это тем удивительней (но возможно тут и кроется ответ), чтопараллельно со свердловской ФСБ с «черным» рынком контрафактных авиаприборов пробовала разобраться Генпрокуратура. Но и у этого влиятельного ведомства не вышло побороть коррупционную гидру – судя по всему, «зеленый свет» нелегальной деятельности давали на самом верху. В распоряжении «Нового Региона» имеется письмо начальника управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Евгении Глебовой к главе Росавиации Александру Нерадько. Послание датируется декабрем 2012 года – в нем сотрудница ГП РФ просит Нерадько объяснить: каким образом из авиационных правил (ФАП-132 2003 г. в редакции Минтранса РФ 2008 г., прим. А.Р.) с подачи Росавиации и Минтранса исчезли обязательные требования о сертификации авиаприборов. Больше всего Генпрокуратуру возмущало, что сделано это было в нарушение всех международных правил. «Несмотря на несоблюдение авиационными властями РФ Международных стандартов ИКАО в данной части, Минтранс России не разделяет позицию о необходимости установления обязательной оценки аутентичности при осуществлении государственного контроля за летной годностью воздушных судов», – указывали в Генпрокуратуре. В итоге там пришли к выводу, что пробелы в авиационном законодательстве России – это следствие коррупционных связей должностных лиц Росавиации с центрами по сертификации авиаприборов. Это означает одно – пока Минтранс РФ и Росавиация не соизволят вернуть в правила положения Международных стандартов ИКАО относительно аутентичности приборов – полеты на российской авиатехнике будут представлять для экипажей и пассажиров дополнительный риск. «Новый Регион» будет следить за развитием событий. Справка «Нового Региона»: Авиагоризонт АГБ-3К обеспечивает пилота визуальной информацией о положении воздушного судна относительно плоскости истинного горизонта по крену в пределах углов ±360° и тангажу в пределах углов ±80°, а также выдает электрические сигналы, пропорциональные углам крена и тангажа, внешним потребителям. Авиагоризонт АГБ-3К серия 3 применяется на вертолетах Ми-8 и Ми-10, на самолетах Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ил-76 и других летательных аппаратах. Источник: nr2.ru | |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |