15:19
За "сырую" систему учета штрафов расплатятся водители

После того как стало известно о многочисленных ошибках, которые были допущены при учете оплаченных водителями штрафов ГИБДД, правительство обязало все банки до ноября 2013 года подключиться к единой системе учета платежей. О том, что в скоплении «неучтенных» платежек виноваты кредитные организации, заявляли и московские власти, и сама Госавтоинспекция. «Лента.ру» решила разобраться, насколько оправданны эти обвинения и была ли у банков в принципе возможность корректно передавать данные об оплате штрафов уже с 1 января, когда платежная система была запущена.

«Лента.ру» неоднократно писала о сбоях в работе Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), которые затронули десятки тысяч водителей по всей России. Поскольку единого механизма учета информации о платежах не существовало, в мае 2013 года в должники ошибочно записывали даже тех автомобилистов, кто уже оплатил свои штрафы в банках. В итоге водители были вынуждены по старинке пересылать квитанции или их электронные копии в ГИБДД, чтобы избежать незаслуженной встречи с судебными приставами.

Госавтоинспекция, Федеральное казначейство и банки принялись спорить о том, кто же виноват в сложившейся ситуации. В августе споры сошли на нет, а виновника косвенно обозначили на самом высоком уровне: премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился уже не в добровольном, а в принудительном порядке подключить все российские банки к системе до ноября.

Сложности с учетом оплаченных штрафов ГИБДД возникли из-за того, что до недавнего времени для них отсутствовал четкий порядок формирования уникального идентификатора начисления (УИН). Дело в том, что в ГИС ГМП недостаточно просто внести данные о том, что водитель оплатил штраф на основе такого-то административного постановления (как это делалось раньше). Чтобы платежка успешно «состыковалась» с заявкой от ГИБДД, у обоих сообщений должен совпасть УИН. В противном случае деньги водителя будут «висеть» в системе, а его штраф останется неоплаченным, что грозит возбуждением исполнительного производства, ограничением на выезд из страны и прочими подобными неприятностями. Именно отсутствие УИНов в сообщениях от банков и стало причиной массового появления в мае водителей-«неплательщиков».

Российские банки, согласно совместному письму Минфина и Росказны от 12 марта , были обязаны указывать УИН в качестве назначения платежа только в тех случаях, когда этот номер предоставлял плательщик. Водителям (а именно они выступают плательщиками в случае со штрафами ГИБДД), в свою очередь, заветный 20-значный номер получить было попросту неоткуда. Правда, в некоторых банках водители могли запросить в ГИС ГМП информацию по всем своим штрафам (она предоставлялась на основе его паспортных данных или номера водительского удостоверения), но такая услуга поиска была доступна только клиентам кредитной организации. Квитанции же тех, кто пришел в кассу для оплаты штрафа «с улицы», по всей видимости, оформлялись без добавления УИН.

О том, что сложившуюся ситуацию неплохо бы исправить, заговорили в конце июля, на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова - через два месяца после обнаружения проблемы. В итоге процесс запустили сразу с двух сторон: инспекторы ГИБДД уже с июля начали указывать УИНы на постановлениях, а Федеральному казначейству до 15 августа поручили разработать алгоритм, который позволил бы банкам самим формировать УИН так же, как это делают в полиции.

14 августа заместитель руководителя Росказны Владимир Смирнов на очередном совещании заявил, что соответствующие инструкции были направлены в кредитные организации. В результате банки получили возможность составлять УИН по номеру административного постановления и дате его оформления, рассказали «Ленте.ру» в пресс-службе платежного сервиса «Яндекс.Деньги», который тогда же, в августе, предоставил услугу «гарантированной» оплаты штрафов. «Возможно, он и раньше формировался так же, но рынок об этом не знал. Впервые публично алгоритм формирования УИН озвучили на этом совещании», - добавил представитель сервиса. В самом Федеральном казначействе «Ленте.ру» в течение недели не смогли пояснить особенности работы ГИС ГМП в части оплаты штрафов ГИБДД.

В результате банки получили механизм оформления «платежек» только через три месяца после появления виртуальных неплательщиков и спустя восемь месяцев после запуска централизованной системы приема платежей. Но если раньше у кредитных организаций был выбор - предоставлять клиентам услугу быстрой и надежной оплаты штрафов или нет, то с августа внедрение ГИС ГМП стало обязательным. Как рассказал «Ленте.ру» директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса «Номос-Банка» Александр Базанов, следствием этого решения стала новая сложность: количество банков, которые теперь предстоит подключить к системе, в одночасье резко увеличилось.

Стоит отметить, что попытки свалить ответственность за «недоучет» оплаченных штрафов на банки начались еще в июле, когда был опубликован первый «черный список» кредитных организаций, не исполняющих федеральное законодательство. Список почему-то представил московский департамент транспорта (а впоследствии его продублировала московская Госавтоинспекция), активно включившийся в борьбу с «ложными неплательщиками», при этом само ведомство не участвует ни в выписывании штрафов (постановления оформляет ГИБДД на основе данных от учреждений, находящихся в подчинении дептранса), ни в сборе этих штрафов с нарушителей.

Если первый список включал лишь 11 кредитных организаций и платежных систем, то уже в следующий перечень «плохих» банков по версии департамента транспорта попали сразу 700 учреждений. Это при том, что всего в России действуют около 950 банков с лицензией ЦБ. От участия в составлении списка тогда же поспешило откреститься Федеральное казначейство - структура, создавшая ГИС ГМП и обеспечивающая ее работу. В ведомстве подчеркивали, что шельмование банков спровоцирует «волну недоверия к кредитной системе».

К просьбам казначейства скорректировать опубликованную информацию о банках в дептрансе Москвы прислушались только в сентябре, после чего стали просто давать ссылку на собственные списки Росказны. Между тем еще 20 августа, когда уточненные списки Федерального казначейства уже были доступны, московская мэрия в очередной раз выложила не изменившийся с июля перечень 700 «плохих» банков. В пресс-службе департамента транспорта «Ленте.ру» не смогли оперативно прокомментировать ни принцип формирования первых «черных списков», ни роль ведомства в решении вопроса с «потерявшимися» штрафами. После обращения за комментарием последняя новость про систему платежей со ссылкой на казначейство была удалена с сайта департамента, но она сохранилась в кэше Google.

Что касается новых, актуальных списков Федерального казначейства, то там информация о банках представлена не в самом наглядном формате: четыре перечня банков в двух разных файлах. Первая таблица («белый список») озаглавлена «Перечень кредитных организаций, обеспечивших подключение к ГИС ГМП» - туда попали уже подключившиеся к системе банки. Они, в свою очередь, делятся на две категории: организации, которые передают данные в полном объеме (145 банков по состоянию на 6 сентября), и все остальные (80 банков). При этом не уточняется, что включает в себя понятие «полного объема» передаваемых данных.

Одной из этих 80 «неполностью» подключившихся организаций оказался, к примеру, Райффайзенбанк, который клеймили за невыполнение обязательств по передаче данных о штрафах еще начиная с первого июльского списка. Тогда банк сразу заявил, что не только не подключен к ГИС ГМП, но и вообще не планировал принимать оплату штрафов ГИБДД. «В Райффайзенбанке нет сервиса приемов штрафов ГИБДД», - подтвердила «Ленте.ру» начальник отдела развития альтернативных каналов продаж Райффайзенбанка Наталия Масарская, уточнив, что сейчас банк находится только в процессе подключения к ГИС ГМП.

Во вторую часть таблицы, то есть, условно говоря, в «черный список», попали те банки, которым только предстоит подключиться к ГИС ГМП в соответствии с поручением Медведева. Всего в этом перечне 722 кредитных организации, 62 из которых еще даже не зарегистрированы в системе.

Сегодня трудно сказать, успеют ли все российские банки подключиться к ГИС ГМП в обозначенный Медведевым срок, то есть к ноябрю 2013 года. Зато примерно понятно, что все расходы на закупку оборудования, обучение персонала и отладку работы с ГИС ГМП они в конечном счете переложат на плечи рядовых клиентов в виде увеличенных тарифов.

Источник: lenta.ru
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Авто | Просмотров: 873 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar