03:34
ФСКН ликвидируют к 1 марта 2015 года

Проект указа президента об упразднении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и передаче ее функций МВД уже направлен в правительство

Активно обсуждаемая в последние дни информация о возможном расформировании Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) нашла свое подтверждение.

По данным «Известий», проект указа президента об упразднении службы в феврале поступил в аппарат главы правительства России из государственно-правового управления администрации президента (АП).

— Проект указа 10 февраля направлен руководителю аппарата премьера Сергею Приходько. Им предусмотрено упразднение ФСКН с 1 марта 2015 года. Полномочия службы по борьбе с наркотиками, а также по расследованию профильных уголовных дел теперь будут переданы в Министерство внутренних дел (МВД), а сфера реабилитации и лечения наркоманов — Минздраву, — сообщил собеседник «Известий» в аппарате правительства.

Государственно-правовое управление президента просит зампреда правительства поручить подготовить заключение о предполагаемых расходах бюджета в связи с расформированием ФСКН и передачей ее функций МВД. 

Источник «Известий» в правоохранительных органах рассказал о некоторых подробностях ситуации вокруг расформирования Госнаркоконтроля.

Впервые информация о реорганизации ФСКН прозвучала на совещании у главы государства Владимира Путина 22 января — тогда государственно-правовое управление администрации президента получило поручение подготовить проект указа «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Этим проектом предусматривается с 1 марта 2015 года упразднение ФСКН и передача МВД полномочий по борьбе с наркопреступностью. Все уголовные дела по «наркотическим» статьям теперь также будет расследовать следственный департамент МВД. Полномочия по поддержке некоммерческих организаций, которые занимаются реабилитацией и ресоциализацией наркоманов, будут переданы Минздраву. 

Передача функций ФСКН проходит в рамках масштабной реорганизации силовых ведомств, которая потребовалась в условиях финансового кризиса. Масштабные сокращения штатов готовят МВД, ФСБ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Генпрокуратура и другие силовики. 

Штаты Госнарконтроля составляют более 30 тыс. человек, из которых лишь четверть перейдут на работу в МВД, а остальные будут сокращены. Напомним, что до 2002 года в структуре МВД было специализированное подразделение по борьбе с наркотиками — Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). 

По разным оценкам, ФСКН обходилась бюджету примерно в 30 млрд рублей в год, однако эффективность работы наркополицейских оставалась низкой. Так, по статистике, оперативники МВД выявляли 64,2% всех преступлений, связанных с наркотиками, из которых 61% относился к тяжким и особо тяжким составам, а ФСКН — только 33,5%. В 2014 году только официально в России было изъято 32 т наркотиков, из которых на МВД пришлось почти 10 т. Также следует учесть, что в ФСКН вес изъятых наркотиков всегда учитывала в сыром виде, а в МВД — только в «чистом», сухом. Таким образом, разница по изъятым наркотикам во внутриведомственной статистике МВД и ФСКН отличалась в десятки раз.

Руководство ФСКН сразу после появления информации об упразднении заявили, что служба эффективна. Так, 9 февраля на специальном брифинге директор Госнаркоконтроля Виктор Иванов рассказал, что за последние 5 лет служба ликвидировала в 8,5 раза больше наркосообществ, чем все остальные вместе взятые российские силовики. По его словам, на долю ФСКН приходится 98% уголовных дел по легализации и отмыванию наркодоходов. Также Госнаркоконтроль ликвидировал 20 тыс. наркопритонов, что в 3 раза выше совокупного результата всех силовиков страны. А 90% перехваченных и изъятых оптовых партий наркотиков, поставляемых в Россию, приходится на ФСКН. 

Кроме того, после первых слухов о возможной ликвидации ФСКН наркополицейские начали проводить фактически ежедневные операции и рейды, не забывая отчитываться о громких победах над наркобизнесом. Так, за последнее время были проведены сразу три масштабные спецоперации: «Шанхайская паутина», «Карпаты» и «Черный банкир». Были изъяты сотни килограммов различных наркотиков и курительных смесей, задержано около 100 участников группировок. Одна из группировок хранила вырученные от продажи наркотиков деньги в Приватбанке, принадлежащем украинскому олигарху Игорю Коломойскому.

Есть еще одна причина ликвидации ФСКН. За всё время существования службы ее оперативники и руководители различного ранга сами регулярно попадали в криминальные скандалы и уголовные дела, связанные с торговлей наркотиками, крышеванием наркопритонов и вымогательством. Правозащитники обвиняли ФСКН в том, что она подменяет борьбу с крупными отечественными и международными наркогруппировками различной мелочью — проводила спецоперации и возбуждала уголовные дела против ветеринаров и торговцев пищевым маком, пожилых жителей деревень, у которых в огороде находили дикорастущие мак или коноплю.   

Как считает директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков, в составе МВД силовые функции ФСКН будут исполняться лучше. 

— Целью ФСКН было выживание службы как ведомства, а в составе МВД такой направленности уже не будет, — пояснил он. По его мнению, основная задача ФСКН — уменьшение числа наркоманов в стране — так и не была выполнена.

— Можно играть цифрами, но в действительности количество наркозависимых в стране только увеличилось, — заявил Олег Зыков. — При этом палочная система отчетности ФСКН привела к тому, что заметно увеличилось число наркоманов в тюрьмах. И дело не только в том, что это поломало судьбы конкретным людям. Теперь до 100 млрд рублей в год страна платит просто за то, что наркоманы сидят за решеткой и превращаются там в профессиональных бандитов.

Миллиарды на реабилитацию

Что касается системы реабилитации наркоманов, то ее получит Минздрав. В 2013 году ФСКН вынашивала амбициозный проект по созданию единой системы реабилитационных центров в России, на что просила у правительства 20 млрд рублей — на срок с 2014 по 2016 год. В эту сумму, по замыслу наркоборцов, должны были войти 16 млрд рублей из федерального бюджета, 3,3 млрд из бюджета субъектов и еще 650 млн из внебюджетных источников.

Виктор Иванов утверждал, что с помощью этой программы сможет уменьшить количество наркозависимых в России в 30 раз. Суть программы ФСКН заключается в создании — в соответствии с международной практикой и рекомендациями ООН — единой системы сертифицированных реабилитационных центров. Эти центры, по замыслу ФСКН, должны будут работать по стандартам, рекомендованным Минтруда и Минздравом, и предоставлять полную информацию о своей деятельности. 

Виктор Иванов планировал, что кроме четырех государственных центров в нее могли бы войти почти 500 неправительственных некоммерческих организаций, которые на сегодняшний день не существуют юридически ни в одном государственном документе. После появления новой программы они смогут участвовать в конкурсах на грантовую поддержку.

Однако эти планы не нашли поддержки в Минфине, который зарубил проект, пояснив, что бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, принятом Госдумой, ассигнований на реализацию проекта программы не было предусмотрено. Также финансовое ведомство отклонило вопрос о создании федерального научно-методического центра для проведения научных исследований и подготовки экспертов в области реабилитации наркоманов. 

Ранее из межведомственной госпрограммы вышел Минздрав, потому что медики и наркополицейские так и не смогли решить, кто из них будет заниматься реабилитацией наркоманов в России. Теперь Минздравсоцразвития лоббирует собственную госпрограмму «Развитие здравоохранения», в рамках которой занимается лечением наркоманов.

На финансирование программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» ежегодно планировалось выделять из казны 23–25 млрд рублей. Значительная часть этих средств пойдет на программы реабилитации наркозависимых. Госпрограмма «Развитие здравоохранения» более масштабна — около 400 млрд рублей в год.

— То, что ФСКН расформируют, для меня прекрасная новость, — сказал Зыков. — Фактически деятельность этого ведомства сводилась к аккумулированию у себя огромных бюджетных средств и их передаче дальше в различные организации. И это была очень коррупционная схема. По моим оценкам, эти деньги получало огромное количество реабилитационных программ, которые по сути были авантюристскими. Они были организованы неграмотными людьми, желающими заработать. Минздраву сейчас следует приостановить какое-либо финансирование реабилитационных центров и наконец разобраться, какие из них реально меняют к лучшему судьбы наркоманов.

Руководитель аппарата некоммерческого фонда «Здоровая страна» Сергей Орлов напротив оценивает опыт взаимодействия с ФСКН как «очень позитивный». 

— Мы плотно работаем с ФСКН — например, фонд участвовал в разработке критериев реабилитации, — сказал он. — Мы опробовали новые методики при поддержке ведомства, постоянно проводили совместные мероприятия. К примеру, в сентябре 2014 года был организован масштабный летний терапевтический лагерь, куда приехали представители девяти регионов. За время своей деятельности ФСКН сделала всё для пропаганды здорового образа жизни и борьбы с распространением и потреблением наркотиков.

Орлов отметил, что существуют определенные критерии для всех организаций , которые занимаются реабилитацией наркоманов.

— Вряд ли Минздрав будет менять эти стандарты, — считает он. — Но придется заново договариваться, налаживать контакты и взаимодействие.

Президент ассоциации некоммерческих организаций «Родина без наркотиков» Вадим Харитонов отметил, что от Минздрава общественники в первую очередь ждут взаимопонимания и тесного сотрудничества, которого не хватало во время работы с ФСКН.

— На балансе нашей организации работают реабилитационные центры в 30 городах России, где проходят лечение около 800 человек, — сказал он. — Этот показатель значительно выше, чем в любых государственных наркодиспансерах. При этом мы постоянно сталкиваемся с недопонимаем и попытками помешать нашей работе со стороны ФСКН. У нас налажено сотрудничество с Пермским и Алтайским краями, где представители госструктуры поддерживали наши инициативы и пилотные проекты — например, выдачу сертификатов на бесплатное прохождение реабилитации. При этом есть другие регионы, где сотрудники ФСКН всячески мешали нашей работе. В Новосибирске все наши попытки получить гранты заканчивались безуспешно. В Сургуте и Ханты-Мансийске нам устраивали информационную блокаду, а центры подвергались постоянным проверкам со стороны прокуратуры и других контролирующих органов. В Тюмени наши центры пытались обвинить в том, что у них «экстремистские» методы лечения.

Помощник министра здравоохранения РФ Татьяна Клименко рассказала, что, по данным Минздрава, всего в России около 800 НКО, которые занимаются реабилитацией наркоманов. Сейчас Минздрав никак не регулирует их деятельность, но государственные медучреждения «взаимодействуют с этими НКО в рамках преемственности лечебно-реабилитационного процесса в отношении каждого конкретного пациента».

— Мы просим главных наркологов по каждому региону, чтобы они хотя бы примерную «карту» этих НКО имели и взаимодействовали с ними, — сказала Татьяна Клименко. — НКО проводят мероприятия по социальной реабилитации — когда больной учится жить в нашем обществе, ему оказывается помощь при восстановлении трудовых навыков, семейных взаимоотношений, социальных связей, помощь в учебе. Медицинские организации, которые занимаются наркологическими больными, конечно, нуждаются во взаимодействии с этими НКО.

Коммерческий рынок лечения наркоманов считается одним из самых выгодных — клиенты на нем будут всегда. По самым скромных подсчетам, в России насчитывается около 1,5 млн наркозависимых людей. Чтобы вернуть их к жизни, родственники и близкие готовы заплатить любую цену, но коек для всех в России явно не хватает. При этом в государственных наркологических учреждениях имеется всего чуть более 1,2 тыс. мест. 

По данным Минздрава, на всю Россию — четыре государственных наркологических центра, 81 реабилитационное отделение и 144 наркодиспансера. Зато частных центров более 800.

Андрей Гридасов, Светлана Башарова, Роксана Аветисян
Источник: izvestia.ru
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Общество | Просмотров: 687 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar