06:33
Украинские санкции остановили авиасообщение с Россией

Воздушное сообщение между Россией и Украиной прекращается с 25 октября.

Инициатором такого решения стала украинская сторона. Киев ввел запрет для всех российских авиакомпаний на полеты в воздушном пространстве Украины, включая прямые рейсы, а также транзитные перелеты. Первой реакцией Кремля на прекращение авиасообщения стало удивленное недоверие. «Основываясь на опыте последних 20 месяцев, мы не можем отрицать гипотетическую возможность таких актов безумия со стороны Киева», — заявил по этому поводу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Тревожный сигнал
 
Первым сигналом, свидетельствующим о появлении в Киеве идеи авиасанкций, стали опубликованные поздно вечером 16 сентября на сайте президента Порошенко «санкционные списки». В них оказались 388 физических и 105 юридических лиц, включая российские компании, банки, предприятия ВПК. В список попал «Аэрофлот» и еще около 20 российских авиакомпаний, которым частично или полностью запретили полеты, перевозки и транзит над территорией Украины. Документ содержал массу ошибок и носил откровенно абсурдный характер, поэтому вскоре был снят с ресурса «на доработку».
Тем не менее, список исчез, а идея санкций в авиасфере осталась.
 
Яценюк замахнулся на небо
 
Уже через девять дней, 25 сентября, премьер-министр Украины Арсений Яценюк выступил с заявлением о полном запрете полетов российских авиакомпаний. «Согласно решению Совета национальной безопасности и обороны Украины, правительство Украины принимает решение о запрете полетов российских авиакомпаний. Кабинет министров также запрещает транзитные полеты российских авиакомпаний через территорию Украины, если они содержат товары военного назначения, двойного назначения или российскую военную живую силу», — отметил Яценюк.
 
Спустя несколько часов министерство инфраструктуры Украины, непосредственно отвечающее за подобные вопросы, не только подтвердило информацию о прекращении полетов, но и назвало конкретную дату — 25 октября. «По поручению премьер-министра Арсения Яценюка Госавиаслужба Украины начала информировать российские авиакомпании, попавшие в санкционный список, о том, что им не будет выдано разрешение о выполнении полетов в украинские города с началом зимней навигации 2015-2016 (то есть с 25 октября 2015)», — говорилось в сообщении.
 
России пришлось ответить зеркально
 
Первоначальное удивление Москвы вскоре сменилось привычными попытками терпеливого увещевания, а затем, под давлением грозящих финансовых потерь, Россия заявила о введении ответных мер в отношении украинских авиакомпаний. Правительство РФ 28 сентября дало указание направить авиакомпаниям Украины уведомление о прекращении использования воздушного пространства России с 25 октября. Запрет коснулся трех крупнейших украинских предприятий: «Международные авиалинии Украины», «Мотор Сич», YanAir.
 
"В соответствии с поручением премьер-министра России Дмитрия Медведева Минтранс России дал указание Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации) направить авиакомпаниям Украины, совершающим или планирующим совершать перелеты в пункты назначения на территории Российской Федерации, уведомления о прекращении использования воздушного пространства России с 25 октября", — сообщили ТАСС в пресс-службе.
 
Киев: «А нас то за что?»
 
Введение ответных санкций со стороны Росавиации стало для Украины «неожиданностью». Бурное возмущение местных СМИ предшествовало специальному заявлению главы кабмина, который пояснил, что санкции против российских авиакомпаний, оказывается, введены из-за их «незаконных» полетов в российский Крым.
 
"Мотивация введения санкций против российских авиакомпаний четкая и понятная. Российские компании нарушили воздушное пространство Украины, незаконно совершая полеты на территорию Украины — в Крым. И такие компании, в том числе «Аэрофлот», попали в список", — сказал Яценюк на заседании правительства.
 
По его логике, в ответ на «обоснованные украинские» санкции Россия ввела «безосновательные свои».
 
Объем авиаперевозок
 
Воздушное сообщение России и Украины идет по ряду направлений: из Москвы, Санкт-Петербурга и Сургута. Полеты в Киев, Одессу и Львов выполняют пять российских авиакомпаний — «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр» и «Россия». С украинской стороны из Киева, Одессы, Запорожья и Днепропетровска в Москву, Санкт-Петербург и Калининград выполняют полеты «Днеправиа», «Мотор Сич» и «Международные авиалинии Украины». Пассажиропоток между двумя странами за 8 месяцев 2015 года составил около 800 тысяч человек.
 
Как отметили в Росавиации, «к сожалению, необдуманное решение киевских властей самым болезненным образом ударит по самим гражданам Украины. По данным российских авиакомпаний, более 70% пассажиров всех рейсов между двумя государствами формируют именно украинцы».
 
Полеты с двумя пересадками
 
"Эффектный жест" украинского кабмина обернулся для украинской же экономики серьезными финансовыми потерями. Цены на авиаперелет Киев-Москва резко выросли. Под угрозой оказалась вся украинская воздушная инфраструктура.
 
"Да, билеты неизбежно подорожают, потому что сразу же подхватить весь этот пассажиропоток невозможно. Для этого недостаточно ресурсов на рынке перелетов из других стран. То есть мы рассматриваем альтернативные авиаперелеты через Минск, например, или через Ригу. Однако между этими странами и РФ есть межправительственные соглашения, которые регулируют количество частот, назначенных перевозчиков и количество пассажиров", — отметила пресс-секретарь крупнейшей авиакомпании Украины «Международные авиалинии Украины» (МАУ) Евгения Стацкая.
 
По ее словам, результатом запретов может стать и «потеря рабочих мест сотрудниками авиакомпании и, что естественно, потеря поступлений в госбюджет Украины». Серьезный ущерб понесет международный украинский аэропорт «Киев» (Жуляны), который недосчитается около 30% доходов.
 
В свою очередь, государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины «Украэрорух» ("Украэродвижение") может ежегодно терять до $150 млн, считает экс-замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава.
 
Убытки российских авиакомпаний будут значительно меньше, тем не менее, речь идет о нескольких десятках миллионов долларов, сообщил ТАСС президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун.
Варианты негативного сценария Росавиация начала прорабатывать уже в середине октября. «Если договорится не удастся не исключено, что та же „Победа“ будет возить российских пассажиров до Минска, а дальше до того же Киева будет сама развозить их автобусами». Авиакомпания 20 октября даже получила от Росавиации допуск на полеты в Минск с частотой 14 раз в неделю. Но от такой схемы в итоге решили отказаться. «Из-за неудобства для пассажиров», — пояснил источник ТАСС.
"Те, кто обычно выбирает самолет, вряд ли захотят пересаживаться на автобус", — пояснил редактор авиационного портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Для тех, кто привык летать остается только один вариант — полеты в Киев с транзитом через Минск, Кишинев или Стамбул. Транзит по маршруту Москва-Минск-Киев увеличит время в пути как минимум до четырех часов.
Неожиданная просьба
 
Как любая из последних громких инициатив украинской власти, запрет на авиасообщение получил неожиданное развитие. Несколько украинских авиакомпаний обратились в «Росавиацию» с просьбой разрешить им продолжить полеты в зимнюю навигацию 2015-2016 годов. В частности, «Атласджет Украина» просит открыть навигацию рейсов по трем маршрутам: Киев — Москва, Одесса — Москва и Киев — Санкт— Петербург, «ЮТэйр-Украина» — по маршрутам Киев — Москва и Львов — Москва.
Россия вновь пошла навстречу, согласившись на переговоры в любом удобном для украинской стороны месте.
 
"Мы направили три предложения — два предложения от Минтранса, одно предложение от Росавиации — о проведении консультаций. Это у нас предусмотрено соглашением о воздушном сообщении — там есть стандартная фраза о том, что в случае конфликтных ситуаций все вопросы решаются путем консультаций авиационных властей. Здесь решение со стороны Украины было принято, а консультации не были проведены. Поэтому первое, что мы предлагаем, — давайте проведем консультации", — сказал заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов.
 
Первые консультации прошли вхолостую
 
Первые консультации по возобновлению авиасообщения прошли 23 октября в Брюсселе. Россия предложила Украине снять все действующие ограничения на прямое воздушное сообщение и на транзит для российских и украинских авиакомпаний. «Позиция России будет доложена украинской делегацией руководству Украины», — сообщили ТАСС в пресс-службе мининфраструктуры Украины.
 
Изначально планировалось договориться о том, что с каждой стороны полеты будет выполнять как минимум один перевозчик, а, при хорошем стечении обстоятельств, возможно, даже по 2-3 авиакомпании с каждой стороны. Летать от России мог бы лоукостер «Победа», который, по словам источника ТАСС, мог получить в конце октября от Росавиации допуски на полеты в Киев и Одессу.

Но достигнуть договоренности об отмене взаимных запретов в ходе переговоров, по словам дипломатического источника ТАСС в Брюсселе, так не удалось. «Вероятно, из-за отсутствия соответствующих полномочий украинская сторона не смогла по существу обсуждать указанные конструктивные предложения, а предложила взамен рассмотреть вопросы снятия взаимных ограничений исключительно на транзитные полеты», — сообщили в Росавиации.

"Несмотря на эти консультации, с 25 октября санкции вступят в силу полноценно. Поэтому с 25 октября авиасообщения с российскими городами не будет", — констатировал министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский.

Крылья заменят рельсы и шпалы

На фоне объявленного прекращения полетов между странами компания «Российские железные дороги» фиксирует рост продаж билетов на украинском направлении. «Наблюдается рост продаж билетов в сообщении с Украиной: например, продажи билетов на маршруте Москва-Киев отправлением в ноябре выросли в 1,5 раза по сравнению с ноябрем 2014 года», — сообщил ТАСС представитель РЖД.

Поезда прямого сообщения с Украиной российского формирования в настоящее время не курсируют. По территории Украины проходит один транзитный поезд «Федеральной пассажирской компании» сообщением Москва — Кишинев. Он курсирует с остановкой в Киеве и нескольких других городах.

В целом, в настоящее время в сообщении Россия — Украина ежедневно курсирует 10-11 поездов. В том числе 6-7 поездов формирования Украинских железных дорог (Москва — Николаев, Москва — Харьков, Москва — Кривой Рог, Москва — Киев, Москва — Одесса, Москва — Львов), три поезда железной дороги Молдавии (два поезда сообщением Москва — Кишинев и один поезд сообщением Санкт-Петербург — Кишинев). При формировании поездов перевозчики включают в их состав от 9 до 18 вагонов.

По оценкам РЖД, уровень заполняемости поездов колеблется от 20 до 80%. «Это говорит о наличии возможности у перевозчиков перевезти большее количество пассажиров имеющимися составами и при необходимости увеличить составы данных поездов за счет дополнительных вагонов», — отметил представитель компании.

Источник ТАСС

 

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Политика | Просмотров: 589 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar