08:46
Минские соглашения: срочно нужен «стрелочник»
Вечером 3 марта началась очередная встреча «нормандской четвёрки», пишет Свободная Пресса.

Главы МИД России, Украины, Германии и Франции должны договориться о том, каким образом оживить «застопорившийся» в последнее время процесс выполнения Минских соглашений.

Главный камень преткновения — поправки в Конституцию Украины об особом статусе Донбасса, которые Верховная Рада упорно не хочет принимать. А без этого возникает вопрос о целесообразности местных выборов в непризнанных Донецкой и Луганской народных республиках. Именно поэтому выборы уже дважды откладывались.

В последнее время европейские политики делают заявления, из которых некоторые эксперты делают выводы, что Евросоюз в вопросах разрешения украинского кризиса понемногу склоняется на сторону России.

В частности, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил: «Мы постараемся достичь какого-то прогресса, особенно в вопросе ситуации с безопасностью, и обсудить новое избирательное право для Восточной Украины, для Донбасса, что является основным условием для проведения выборов, которые должны состояться в первой половине этого года».

Таким образом, немецкий дипломат как бы намекнул Киеву, что надо торопиться с конституционными поправками, чтобы выборы в Донбассе могли пройти не позже конца июня.

— Действительно, выборы откладывались в ожидании того, что Киев всё же сможет реализовать пункт Минских соглашений о конституционных поправках, — говорит заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. — Однако этого до сих пор не произошло.

В этой ситуации в Европе усиливается раздражение от того, что минский процесс, в который вложено столько усилий немецких и французских политиков, не движется. Отсутствие какого-то прогресса в Берлине и Париже порождает ощущение, что Киев на самом деле не способен реализовать Минские соглашения.

Раньше принято было говорить, что это Россия и «сепаратисты Донбасса» ведут себя неправильно, и потому «Минск-2» буксует. Теперь же в Европе видят, что киевские власти не хотят, а главное не могут выполнить соглашения в том виде, в каком они были подписаны в феврале 2015 года. По многим причинам. Как по внутренним, так и внешним.

А раз такое осознание у европейских политиков появилось, то неизбежно начинают прорабатываться варианты на случай, если процесс окончательно зайдёт в тупик.

— Какими могут быть эти варианты?

— Мне кажется, что сейчас наши западные партнёры подошли к некоему рубежу, после которого надо будет принимать решение, держаться ли дальше за Минские соглашения. Ведь понятно, что любое затягивание выполнения этих соглашений де-факто будет означать закрепление квазигосударственности ДНР и ЛНР. Пока логика действий Киева такова, что на деле он отказывается от этих территорий, поскольку не предлагает взаимоприемлемых вариантов политической интеграции.

Тема раздела Украины публично пока не озвучивается европейскими политиками, но в политическом анализе, в политическом планировании этот сюжет, несомненно, присутствует.

Другая важная тема для Германии и Франции — усталость от Украины, так скажем. Не только потому, что в Киеве не хотят политическими мерами урегулировать конфликт в Донбассе. Киев по-прежнему во всём обвиняет Москву. Но в Европе это уже не работает так, как прежде.

Главное, что сейчас уже очевидно, что те реформы, о которых заявляла постмайданная власть в Киеве, на деле не осуществляются. Мало того, ситуация становится ещё хуже, чем при Януковиче. Конца социально-экономическим проблемам не видно, общество раздроблено, власть недееспособна.

Все негативные явления, о которых говорилось на Майдане, сейчас можно смело «умножать на два». Всё сильнее в воздухе витает ожидание очередных массовых протестов. Вообще, встаёт вопрос о том, кто же на самом деле на Украине представляет власть, осуществляет реальную политику: Порошенко, Яценюк, или, может, Верховная Рада, которая ушла на каникулы летом прошлого года в тот момент, когда должны были быть приняты поправки в Конституцию?

В итоге европейцы начинают относиться к Украине, как к «падающему государству».

Кроме того, в Европе всё больше своих проблем. Это в первую очередь кризис, связанный с наплывом мигрантов, а также центробежные процессы в ЕС. И Европа в данных условиях не очень готова тратить силы и средства на евроинтеграцию Украины, тем более, как я уже сказал, в самой Украине для этого ничего не делается.

Есть и ещё один мотив, почему Европа всё меньше готова играть на стороне Киева. Для всех очевидно, что европейцам необходимо улучшать отношения с Россией.

— Глава МИД Германии даёт Украине время до июня, когда, по его мнению, должны быть проведены выборы в ДНР и ЛНР. Почему именно до июня?

— Я уже говорил, что затягивание выполнения Минских соглашений на деле ведёт ко всё большему обособлению Донбасса от Украины. Возможно, таким образом Киеву даётся последний шанс принять конституционные поправки.

Но при этом ясно, что Киев сейчас не готов реально соблюдать Минские соглашения. В частности, признавать выборы в ЛНР и ДНР до того как установит свой контроль над этими территориями, и в первую очередь — над границей между непризнанными республиками и Россией.

Со своей стороны Россия не может бесконечно убеждать Донецк и Луганск в том, чтобы эти выборы откладывать. А если они будут проведены вне минского процесса, то это будет означать лишь укрепление самостоятельности ЛНР и ДНР. И перед всеми участниками встанет выбор: признавать их результаты или нет.

Иную точку зрения высказал заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин

— Понимаете, очень хочется, чтобы так оно и было: в Париже и Берлине поняли, наконец, что это не Москва, а Киев виноват в том, что минский процесс затягивается.

Однако, на мой взгляд, испытывать слишком большого оптимизма не стоит. Если внимательно посмотреть на действия наших европейских коллег, можно увидеть, что они направлены отнюдь не на то, чтобы обелить роль России в урегулировании. Скорее, наоборот. В Минских соглашениях чётко указано два срока. Первый — прекращение огня. Оно должно было наступить ещё в феврале 2014 года.

Второй срок касался принятий изменений в Конституцию Украины, с тем, чтобы узаконить особый статус ДНР и ЛНР. Это предполагалось сделать до конца 2015 года. В Минских соглашениях совершенно недвусмысленно написано, что сначала Украина меняет Конституцию, согласовав изменения с ДНР и ЛНР, а потом уже проходят выборы в этих республиках.

Однако в 2015 году поправки приняты не были. Мало того, в Европе поняли, что с нынешней Верховной Радой принять их будет нельзя. Поэтому, вопреки Минским соглашениям, на первый план выдвигаются выборы в Донбассе. При том, что статус ДНР и ЛНР в украинской Конституции никак не обозначен, закон об амнистии не принят.

— Для чего это делается?

— Однозначно невозможно свалить на Россию и донбасские республики то, что Украина не хочет менять Конституцию. А вот если на первом плане выборы, то здесь возникает поле для манёвра. Поскольку процедура проведения выборов в ДНР и ЛНР прописана крайне расплывчато. Говорится о некоем украинском законе, который должен быть согласован с руководством непризнанных республик. Киев уже начал процесс «согласования». Он выражается в том, что выдвигаются заведомо неприемлемые для Донецка и Луганска требования. 

Киев говорит о том, что выборы не должны проводиться на беспартийной мажоритарной основе. Дескать, должна быть свобода для всех зарегистрированных на Украине партий. Избирательные комиссии должны формироваться ЦИКом Украины. А так как амнистия не объявлена, то украинский ЦИК отметёт многих кандидатов из числа жителей республик, поскольку на них заведены уголовные дела на Украине.

Киев считает, что охранять избирательные комиссии должны представители украинского МВД. То есть в республиках должны оказаться вооружённые представители украинской государственности. Ну и так далее.

Ясно, что эти требования не будут приняты руководством донбасских республик. И тогда вот как раз и будет хороший повод свалить вину за затягивание минского урегулирования на Донецк, Луганск и Москву. Что-то мне подсказывает, что представители Евросоюза легко согласятся с такой трактовкой. Поскольку они понимают, что Киев не будет выполнять Минские соглашения, то их задача — свалить вину за это на Россию.

Алексей Полубота
Источник
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Политика | Просмотров: 676 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar