09:14
ГРЭС безысходности

Накалят обстановку на Среднем Урале.

Модернизация уральских ГРЭС с точки зрения всей отрасли – дело хорошее. Новое оборудование сокращает издержки компаний и повышает эффективность. Однако результатом переоборудования становятся и сокращения: такого количества сотрудников станциям больше не нужно. На некоторых остается меньше четверти прежнего персонала. Лишние оказываются на улице.

Все бы ничего, если бы уволенные жили в городах побольше, где возможность трудоустройства выше. Но оказываются не у дел жители малых городов, где и без кризиса найти работу всегда было проблематично. Сейчас устроиться даже уборщицей или дворником почти нереально - вакансий нет. И как тогда жить дальше?

Собственно то, что ожидаются "энергосокращения", было известно несколько лет назад. Но то ли власти не подготовились, то ли собственники предприятий не задумались: уволенные, как говорится, с глаз долой, из сердца вон. Но это ж живые люди с семьями, которые надо кормить!

Особенно тяжелая ситуация сейчас в Нижней Туре и Верхнем Тагиле, где на местных ГРЭС было несколько волн сокращений в минувшем году. В этом оптимизация продолжится.

Модернизация на Нижнетуринской ГРЭС (входит в ПАО "Т Плюс") стала одним из самых крупных российских инвестиционных проектов в энергетике. В него было вложено более 21 миллиарда рублей. Суть заключается в переходе генерации с угольного топлива на газовое за счет строительства двух новых энергоблоков. Это позволило предприятию сократить издержки и увеличить мощность станции почти вдвое - с 380 до 730 МВт. Проект даже был признан лидером в конкурсе "Событие года. Россия-2015".

Это плюс для собственника - Виктора Вексельберга, а для сотрудников предприятия - печальное событие. В 2015 году на ГРЭС было сокращено 179 человек, в этом ожидается высвобождение еще 60-90 человек. По информации председателя Свердловского обкома "Электропрофсоюза" Льва Куминова, когда предприятие придет к нормальной работе, останется всего около 80 сотрудников. А до модернизации было 430.

Как  рассказала председатель профкома Нижнетуринской ГРЭС Людмила Ковалева, ситуация на рынке труда катастрофическая. Более 100 сокращенных не могут найти работу. Они подрабатывают в такси или берутся за ремонт квартир. Новые сокращения ситуацию лишь усугубят.

"Тех, кто старше 35 лет, на официальную работу берут неохотно, даже если это сотрудник с необходимой  квалификацией. Им отказывают из-за возраста. Дошло до того, что люди задумываются о суициде. Ко мне пришла женщина, которую бросил муж, оставив с двумя детьми. Один из них – инвалид, которому постоянно нужны лекарства. Она знает, что ее скоро сократят. Говорит, что есть единственный выход – уйти из жизни вместе с детьми", - поделилась Л.Ковалева.

В связи с этим профсоюз настаивает на увеличении компенсации вновь сокращенным сотрудникам хотя бы до 5 средних заработных плат. По словам Ковалевой, накануне удалось прийти к соглашению с руководством станции, однако с оговоркой: размер будет устанавливаться в индивидуальном порядке, так сказать, по заслугам каждого, и составит не более 4 средних зарплат.

В пресс-службе Свердловского филиала "Т Плюс" уверяют: сотрудники станции были уведомлены о высвобождении еще за три года. "Сокращение проходит в полном соответствии с трудовым законодательством, компенсационные выплаты производятся в полном объеме. Организована индивидуальная работа с теми, кто будет уволен в этом году и не нашел новую работу. Всем увольняемым мы предлагаем вакансии Свердловского филиала и при необходимости запрашиваем вакансии в других регионах. Проблема в том, что зачастую вакантные рабочие места находятся на производственных объектах в других городах. К сожалению, вакансии, требующие переезда, большинству кандидатов не подходят", — отметили в организации.

В ноябре 2015 года на уровне правительства Свердловской области была создана рабочая группа по разрешению ситуации. Ее бы спасло новое предприятие. По словам Ковалевой, год назад говорилось о том, что на базе машиностроительного завода "Вента" в Нижней Туре будет создан технопарк. Однако "воз и ныне там". В областном минпроме о таких планах даже не слышали: "Если собственники и хотели что-то делать, то нам они ничего не сообщали, никаких документов о включении в список технопарков не поступало".

С последствиями модернизации столкнулись и работники Верхнетагильской ГРЭС, входящей в АО "Интер РАО - Электрогенерация". Из 198 сотрудников генерации, которые были сокращены в 2015 году, официально нашли новую работу лишь 24 человека. По данным председателя профсоюза ГРЭС Василия Елгашина, в конце этого года уведомление об "отставке" могут получить еще 98 человек. Впрочем, по его словам, пока приказа нет, и цифры могут быть скорректированы. Планируется закрыть два блока станции, а также перевести финансовый блок организации на Южноуральскую ГРЭС (также принадлежит АО "Интер РАО - Электрогенерация"). Профсоюз настаивает на компенсации тем, кто окажется на улице, в размере 10 средних заработных плат, так как трудоустроиться в городе практически нереально.

По словам Василия Елгашина, областные власти проблему трудоустройства в Верхнем Тагиле по сути игнорируют. "Я уже год поднимаю вопрос, что необходимо готовиться к сокращениям. Предлагал правительству области привлечь инвесторов, чтобы открыть новое производство в городе. Мне отвечают "Да, да, мы подумаем". Это в силах области, но по каким-то соображениям не делается", - резюмирует профсоюзный лидер.

Как отмечает председатель Свердловского обкома "Электропрофсоюза" Лев Куминов, проблема как раз в том, что спохватились власти области и города, когда было уже поздно, а помощь носит консультативный характер. Сотрудникам только рассказывают, что где-то в другом регионе  есть вакансия и можно переехать. "Это должно закладываться в бизнес-план предприятия, все должно быть разложено по полочкам. К примеру, у зарубежных компаний этот процесс выстроен", — заявляет он.

И приводит в пример итальянскую "ЭНЕЛ". Когда наметилась модернизация оборудования на Среднеуральской и Рефтинской ГРЭС, компания определила план на пять лет. Первые два года персонал проходил переобучение для того, чтобы люди могли устроиться в других компаниях, не связанных с генерацией. На втором этапе были запланированы досрочные выходы людей на пенсию с хорошим компенсационным пакетом, чтобы через три года человек освободил место. "И на последнем этапе идет высвобождение людей с компенсацией, когда они увольняются по соглашению сторон с пятикратной или десятикратной заработной платой. Это дает возможность высвобожденному человеку искать рабочее место без ущерба для бюджета семьи", — рассказал Лев Куминов.

Со стороны властей, по его мнению, должна была быть проведена работа по созданию нового производства рядом с ГРЭС, чтобы люди могли без каких-либо неудобств туда перейти. Время на это было, однако никаких серьезных шагов за три года не предпринято, новых предприятий не создано. А те, которые работают на территориях сейчас, находятся в кризисной ситуации.

Аналитик Григорий Вахитов считает, что основная работа должна была быть проделана руководством территорий. "Во всем мире, так называемое лоббирование интересов своей территории, начинается с лоббирования интересов бизнеса. Когда нужно собирать налоги, мы приходим к бизнесу, когда нужно трудоустраивать людей - мы приходим к бизнесу, но сама власть ничего не делает, чтобы помогать развивать этот бизнес. Им никто не помогает получать заказы. Сейчас начинает до людей доходить, что они резали птиц, которые несут золотые яйца, но уже, как правило, поздно", — отмечает эксперт. По его словам, даже если власти пытаются привести на территорию бизнес, то работа эта неэффективна: никаких налоговых льгот и послаблений не предлагается.

Депутат свердловского Заксобрания Алексей Коробейников отмечает, что в период кризиса привлечь средний и крупный бизнес невозможно: наоборот, происходит ужимание по площадям, персоналу, бизнес избавляется от неэффективных точек. По его словам, выходом может стать самозанятость жителей проблемных городов – создание собственного бизнеса в сфере услуг, например парикмахерской или автосервиса. На открытие такого предприятия требуются не очень большие вложения. Механизмы помощи в Свердловской области отточены: если человек защитит бизнес-план, то может получить субсидии от государства на 300 тысяч рублей. "Глаза боятся, руки делают. Если люди готовы на подобный шаг, то им помогут", — заявил депутат.

Как разрешится ситуация в Нижней Туре и Верхнем Тагиле, пока неизвестно. В 2018 году сокращения планируются на Серовской ГРЭС (ПАО "ОГК-2"). Впрочем, по словам Льва Куминова, там сложной ситуации может и не произойти: если год назад называлась цифра в 150 человек, то сейчас речь идет о 50. К тому же, к этому времени там планируется построить свинокомплекс, на который смогут перейти уволенные работники.

Так или иначе, вывод можно сделать один – ни государство, ни муниципалитеты, ни сами предприятия к сокращениям персонала толком не подготовились. Сейчас спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Алена ИЗМЕСТЬЕВА
Источник Уралинформбюро

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Трудовые отношения | Просмотров: 949 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar