17:30
Россиян будут лишать гражданства за работу в международных организациях
Государственная дума 22 июня готовится принять так называемый закон «Яровой-Озерова» — набор поправок в действующее законодательство, направленных на борьбу с терроризмом. Окончательная версия документа была утверждена думским комитетом по безопасности 20 июня. Ко второму чтению закон принял впечатляющий размах: в нем есть целый ряд новых ограничительных мер — от лишения гражданства до обязательной расшифровки переписки в мессенджерах.

Закон Яровой-Озерова рассматривается в Госдуме с апреля этого года. Документ сразу вызвал бурную реакцию: в нем содержались пункты о внесудебном запрете на выезд за границу (для этого было достаточно предостережения ФСБ) и о необходимости хранения операторами связи всего трафика за три года (с технической точки зрения это практически невозможно).

Ко второму чтению эти положения были смягчены. Вместо внесудебного запрета на выезд за границу остается лишь запрет на выезд для тех, кто был осужден по «террористическим» статьям Уголовного кодекса.

Максимальный срок хранения трафика вместо трех лет сокращен до полугода, да и то конкретный порядок и сроки будут определяться правительством РФ. Это значит, что эта норма закона фактически может вообще не начать работать — правда, тут остается полагаться лишь на добрую волю правительства.

Но смягчив две спорные нормы, депутаты ввели в закон новые, не менее жесткие. Итоговый текст закона, одобренный комитетом, может открыть новую веху в отношениях государства и общества.

Новые органы власти

Первая статья закона предусматривает, что президент России в целях борьбы с терроризмом может своим решением создавать некие органы, куда будут входить федеральные, региональные чиновники и иные лица (то есть кто угодно). Эти органы смогут принимать решения, которые будут обязательны для исполнения гражданами. Неисполнение этих решений будет караться по закону.

«Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации», — сказано в документе.

Формулировки этой статьи довольно расплывчаты. Что за органы, кто конкретно будет в них входить, каковы пределы их компетенции и в каких именно случаях будет следовать наказание? Ответов на эти вопросы нет. Но очевидно, что государственная власть получает новые рычаги давления и принуждения, которые при этом напрямую не прописаны в Конституции.

Антитеррористическая идеология

По сравнению с другими пунктами «закона Яровой-Озерова», идеологическая часть выглядит вполне безобидно. Вторая статья закона лишь возлагает ряд идеологических функций на органы местного самоуправления (которые, напомним, вообще не входят в структуру государственной власти).

По новому закону, местные власти должны будут бороться с идеологией терроризма и вести соответствующую пропаганду.

«Организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий», — так описывает закон новую обязанность местного самоуправления.

Доступ к базам данных

Подготовленный Госдумой закон расширяет возможности спецслужб — в частности, ФСБ и СВР (Служба внешней разведки). Как указано в документе, теперь эти органы смогут запрашивать и беспрепятственно получать информацию из баз дан данных, которые ведут органы власти и государственные организации. Спецслужбам также позволят получить удаленный доступ к этим базам.

«Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним», — такой пункт появится в законе об ФСБ. Аналогичная норма будет прописана в законе об органах внешней разведки.

Кроме того, расширяется закон об оперативно-розыскной деятельности. Теперь одним из пятнадцати видов оперативно-розыскных мероприятий будет считаться «получение компьютерной информации».

Миссионерская деятельность

Серьезные изменения произойдут в законе о свободе совести и религиозных объединениях. В законе появится целая новая глава, посвященная миссионерской деятельности. Такой деятельностью будет признано распространение религиозных убеждений вне культовых сооружений — то есть на улицах, в СМИ или Интернете. В жилых помещениях проповедовать будет нельзя.

Люди, ведущие миссионерскую деятельность, будут обязаны иметь при себе документы, которые дают им разрешение проповедовать. Такие разрешения смогут давать официально зарегистрированные в России религиозные группы и объединения.

Проповедовать можно будет не всё. Например, в проповедях миссионеров не должно содержаться «принуждения к разрушению семьи, нанесения установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, склонения к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии, принуждения членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения». Очевидно, эта норма должна поставить вне закона целый ряд сект, существующих в России. Важно то, что она усиливает идеологический контроль государства за религиозной сферой.

Расшифровка переписки

В новой редакции закона появился пункт, касающийся работы соцсетей, мессенджеров и почтовых сервисов. Как известно, некоторые из них (особенно Telegram и WhatsApp) позволяют вести переписку в зашифрованном виде, так что получить к ней доступ со стороны практически невозможно.

«Закон Яровой-Озерова» решает эту проблему легко — мессенджеры просто обяжут делиться со спецслужбами ключами к зашифрованной переписке.

«Организатор распространения информации в сети интернет обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети интернет дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети интернет возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений», — говорится в законе.

За нарушение этого требования будет предусмотрен штраф до одного миллиона рублей.

Лишение гражданства

Если все предыдущие нормы закона хоть и выглядят суровыми, но в целом укладываются в уже привычную логику российского законодательства, то вот статья о лишении гражданства — это настоящая новация в российской правовой системе.

Дело в том, что Конституция РФ запрещает государству лишать россиян гражданства. Это однозначно прописано в 6 статье Основного закона. Лишить жителя России гражданства можно только в том случае, если он сам напишет заявление об этом.

Но «закон Яровой-Озерова» кардинальным образом меняет эту систему. Теперь гражданства можно лишить и без письменного собственноручного заявления гражданина. Для этого россиянин должен совершить некие действия, которые государство сочтет добровольным отказом от гражданства.

На языке закона это называется «выход из гражданства в форме совершения действий (утрата гражданства Российской Федерации в результате фактических действий)».

Какие же действия Государственная дума считает несовместимыми с гражданством РФ? Во-первых, это совершение террористических и экстремистских преступлений. В том числе и преступлений по статье 282 УК РФ («Разжигание ненависти или вражды»), по которой часто возбуждаются дела даже за перепосты в соцсетях.

Во-вторых, гражданства можно лишиться «вследствие поступления на военную службу, службу (работу) в органах безопасности, в правоохранительных органах, в том числе судах, иностранного государства — со дня поступления на такую службу (работу), а также вследствие осуществления без согласия полномочных органов Российской Федерации деятельности в международных организациях (объединениях), в деятельности которых Российская Федерация не принимает участия, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». То есть даже не надо нарушать уголовный кодекс, а достаточно просто сотрудничать с «неправильными» организациями.

В законе, впрочем, есть оговорка. Лишить гражданства можно будет тех, у кого есть второе гражданство или кто имеет гарантии на получение нового гражданства вместо российского. Но здесь важен именно сам принцип — человек может перестать быть гражданином без собственного заявления, а просто за какие-то действия. Это действительно новая веха в политике современного российского государства.

*
Законопроект Яровой-Озерова прошел второе чтение в комитете. Внести в него новые поправки теперь уже проблематично — Госдума будет голосовать именно за тот проект, который прошел через комитет. Скорее всего, она примет его 22 июня. Чтобы принять закон в окончательном третьем чтении, у депутатов останется всего два дня: 24 июня дума соберется на последнее заседание в этом созыве. В повестке заключительного заседания этого закона пока нет, но велика вероятность, что он появится там в самый последний момент.
Источник
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Законотворчество | Просмотров: 657 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar