13:17
Какие законы так и не приняла Госдума
Уходящий созыв Государственной думы запомнится множеством запретительных и скандальных законов.

Об этом уже сказано много. Но за время работы этой Госдумы у депутатов рождалось гораздо больше законодательных инициатив, чем было принято. Пресса регулярно выходила с заголовками «Госдума запретит...» или «В Госдуме предложили наказывать за...». Далеко не все эти идеи стали законопроектами, и далеко не все законопроекты, которые породило депутатское сознание, стали федеральными законами.

«Политсовет» решил вспомнить, какие законы так и не были приняты и что же все-таки не смогла сделать Госдума.

Не запретила названия наркотиков

Еще в 2012 году знаменитая Ирина Яровая и ее коллеги внесли законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконную пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ».

Закон Яровой предлагал законодательно определить пропаганду наркотиков (которая, в свою очередь, запрещена). К такой пропаганде предлагалось отнести «распространение изображений и (или) названий (в том числе на иностранных языках) наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, наркосодержащих растений или их частей». Другими словами, под запрет могло попасть не только, скажем, изображение конопли, но и само слово «конопля». Запрещалось также рассказывать о том, как наркотические вещества могут быть использованы в медицинских целях. Эта норма закона возмутила многих врачей.

Проект о пропаганде наркотиков пролежал в Госдуме больше двух лет и наконец был принят в первом чтении 25 марта 2015 года. Госдума отвела 30 дней на внесение и принятие поправок ко второму чтению. Однако 30 дней растянулись на год с лишним — законопроект завис между первым и вторым чтением, и профильный комитет к нему с тех пор не возвращался.

Не сделала день рождения Путина государственным праздником

В 2014 году, на фоне присоединения Крыма и вооруженных столкновений на Украине, депутат от «Справедливой России» и тогдашний председатель «Российской партии пенсионеров за справедливость» Игорь Зотов внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в статью 1-1 федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».

Зотов предложил ввести в России новый праздник под названием «День вежливых людей Российской Федерации». Отмечать его предлагалось 7 октября — в день рождения президента РФ Владимира Путина.

«В качестве даты праздника предлагаем определить — 7 октября. День, который будет символизировать возрождение единства нашего народа с общей историей, продиктованное симпатиями россиян к политической фигуре лидера современной России Владимира Путина как олицетворения «вежливого человека», — говорилось в пояснительной записке к закону.

Но то ли что-то пошло не так, то ли Зотов переоценил вежливость Путина, но Госдума даже не стала рассматривать этот закон — он так и не дошел до первого чтения в комитете по обороне. В июне 2016 года Зотов отозвал свой законопроект.

Не ввела объективную истину

В январе 2014 года в Госдуму был внесен один из самых резонансных законов — так называемый «закон об объективной истине». Его официальное название — «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу».

Формальным автором законопроекта стал депутат-единоросс Александр Ремезков, но ни для кого не было секретом, что истинным инициатором проекта был руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. В своих интервью и статьях Бастрыкин не раз настаивал на внедрении принципа объективной истины в судопроизводстве.

Закон мог принципиально изменить правовую систему России. Принцип «объективной истины» предусматривает отказ от состязательности сторон в суде и делает судью участником расследования преступления. Кроме того, в законе говорилось о необходимости отказаться от чуждого для российской правовой системы принципа презумпции невиновности.

Даже для современной России это было слишком. Лоббистских усилий Бастрыкина не хватило, чтобы принять закон. На документ поступило множество отрицательных отзывов, и в 2015 году Ремезков внес новую редакцию закона. Но и это не помогло — эта новая редакция тоже зависла в Госдуме, даже не дойдя до рассмотрения профильным комитетом в первом чтении.

Не вывела аборты из ОМС

В мае 2015 года Елена Мизулина (тогда еще депутат Госдумы, а сейчас член Совета Федерации) внесла законопроект, ограничивающий проведение абортов в медицинских учреждениях России. Документ носит название «О внесении изменений в статью 56 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о проведении искусственного прерывания беременности медицинскими организациями государственной системы здравоохранения)».

Закон Мизулиной предполагает два нововведения. Во-первых, аборты разрешается совершать только в государственных медицинских учреждениях, но никак не в частных клиниках. Во-вторых, оплачивать аборт из фонда медицинского страхования можно только в том случае, если он проводится по медицинским показаниям, а не по желанию самой женщины.

Хотя закон и внесла Елена Мизулина, первым, кто озвучил идею выведения абортов из системы ОМС, была не она, а патриарх Кирилл. Он говорил об этом в январе 2015 года, впервые в своей карьере выступая на заседании Госдумы. Затем эту инициативу многократно высказывали другие представители РПЦ.

Но церковное лобби пока не срабатывает. Под законом Мизулиной подписалось лишь семь депутатов, причем ни одного статусного. Уже больше года документ без движения лежит в комитете по охране здоровья. Предполагалось, что его могут рассмотреть в марте 2016 года, но этого так и не произошло.

Не защитила имущество Ротенбергов

В сентябре 2014 года депутат-единоросс Владимир Поневежский внес законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (уточнение отдельных положений федерального закона в части получения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок)».

Проект предусматривал, что россияне, на чье имущество наложили арест за границей, могут претендовать на получение компенсации за это в России.

«Российские лица, в отношении которых иностранным судом в нарушение компетенции суда Российской Федерации вынесен судебный акт, предусматривающий принудительное исполнение за счет их имущества (обращение на него взыскания, наложение иных ограничений), могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение их права на рассмотрение дела компетентным судом Российской Федерации», — говорится в документе.

Случайно или нет, но накануне внесения этого закона СМИ сообщили о том, что власти Италии наложили арест на виллы российского миллиардера и близкого друга Владимира Путина Аркадия Ротенберга. Закон Поневежского тут же окрестили «законом Ротенберга»: возникло подозрение, что документ внесен специально, чтобы компенсировать миллиардеру ущерб из государственного бюджета России.

Госдума взялась за принятие закона довольно резво: через неделю после внесения его одобрил профильный комитет, а еще через неделю он был принят думой в первом чтении. Но на этом судьба закона пресеклась. Комитету дали 30 дней на принятие поправок, но за полтора с лишним года депутаты к закону так и не вернулись — до второго чтения он до сих пор не дошел. Впрочем, у Аркадия Ротенберга и без этого закона и так всё вроде бы неплохо.

Источник:politsovet.ru

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Законотворчество | Просмотров: 592 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar