Во время кампании 2011 года пятерка партий-кандидатов потратила около двух миллиардов рублей. В этом году на места в Думе претендуют 14 партий. Кто из них сумел собрать и потратить больше всего денег? И из чего состоит избирательный бюджет?
Больше всех на выборы собрали либерал-демократы. В их избирательном фонде на конец августа было более полумиллиарда рублей. Около 150 миллионов из этой суммы партии перечислили фирмы с ничего не говорящими названиями, вроде ООО «Даман» или «УЭТЗ». Данных об их финансовом положении в открытых источниках нет.
На втором месте по объему собранных средств — «Единая Россия». 415 миллионов. Среди жертвователей региональные фонды сотрудничества и развития. Замыкает тройку лидеров «Яблоко». Партия получила 412 миллионов рублей. Меньше всех денег у «Зеленых», они к концу лета собрали всего 800 тысяч. И теперь Олег Митволь — едва ли не самый яркий участник бесплатных теледебатов.
По тратам лидирует та же ЛДПР. В предвыборную кампанию из своего фонда они вложили 505 миллионов. И это заметно, особенно по наружной рекламе. На нее ушла примерно пятая часть бюджета, — оценил президент консалтинговой компании «Контакт-Эксперт» Григорий Трусов.
«Поскольку уже понятны выборы с точки зрения итогов, то под эти результаты коммерческих денег не нашлось. Все знают, кто выиграет, и никто не готов вкладываться в альтернативные партии, которые точно не выиграют. ЛДПР — практически единственный бодрый игрок на этом рынке, потому что они знают, что выиграют, и да, им хочется играть в публичную игру, поэтому у них наиболее интересный креатив, наиболее бодрые агитаторы, наиболее проработанная стратегия. Объем того, что мы с вами можем видеть на улицах, весит приблизительно под 2 млн долларов».
Избирательный фонд — это только видимая часть айсберга партийных расходов. Кроме федеральной копилки у каждой партии есть региональные. Сводных данных по объему этих средств нет. Кроме того, на выборы идут деньги из партийных фондов. Например, из этой кассы финансируются газеты: это хоть и агитация, но выходит она не только во время выборов, и формальных претензий к таким статьям расходов нет. Отдельная история — фонды кандидатов из одномандатных округов. Они могут тратить на свою кампанию личные деньги, главное, чтобы сумма не превышала 40 миллионов. И конечно, выборы не обходятся без черных касс. И незаконных пожертвований. Таких в избирательные фонды поступило 70 миллионов рублей, — отчитался ЦИК. Посчитать общие затраты на выборы — невозможно, — говорит глава экспертной группы Комитета гражданских инициатив по мониторингу выборов Александр Кынев.
«Оценить, в какой степени расходы адекватны, — это всегда очень тяжело. Все, что идет с избирательных счетов — покупка эфирного времени, газетных площадей — идет с избирательных счетов, и там все эти суммы понятны. Что касается черного нала, который находится вне формального регулирования, могут быть там самые разные вилки (обычно это зарплаты, то есть, зарплаты, гонорары технологов, юристов). Объемы оценить адекватно очень тяжело, это обычно только инсайд».
На предвыборную кампанию 2011 года пятерка партий-кандидатов — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Яблоко» — потратили около двух миллиардов рублей. Это сумма их избирательных фондов. Та самая вершина айсберга.