17:16 Главу ФАДН просят защитить интересы коренных народов Таймыра в связи со строительством нефтяного терминала | |
Гринпис России и Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра направили обращение главе Федерального агентства по делам национальностей Игорю Баринову. В письме они просят защитить интересы коренных жителей Тамыра при реализации проекта «Независимой нефтегазовой компании» в Красноярском крае.
Как сообщили представители Гринпис Россия на брифинге в московском пресс-центре «Росбалта», речь идет о проекте «Обустройство Пяйхского и Северо-Пяйхского месторождений. Нефтяной терминал «Таналау». Авторы обращения озабочены возможными рисками при его реализации, а также вредом, который он может иметь для традиционной деятельности коренного населения. Как пояснил руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров, в районе поселка Байкаловск предполагается строительство терминала, из которого танкеры будут транспортировать до 5 млн тонн нефти в год. По его мнению, в тяжелых ледовых условиях велик риск аварии и разлива нефти, который нанесет невосполнимый урон природе Арктики, между тем как проект нефтяного терминала «Таналау» хоть и получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, однако оценка экологических рисков была проведена только для самого терминала без рассмотрения вопросов транспортировки. Завкафедрой безопасности в нефтегазовом комплексе Морского университета (Владивосток), профессор Яна Блиновская представила результаты исследования по моделированию ущерба при возможной танкерной аварии, выполненного по заказу Гринпис Россия. Как отметила Блиновская, были рассмотрены три места моделируемого разлива при транспортировке нефти с терминала при возможной аварии: Байкаловск (нижнее течение Енисея), Воронцово (устье Енисея, перед впадением в Енисейский залив), Лескино (центральная часть Енисейского залива). Как следует из данных моделирования, вавария — при худшем сценарии — может привести к загрязнению не менее 45 км побережья заказника Бреховские острова. «Через пять суток протяженность загрязнения в районе Байкаловска может составить не менее 83,5 км, в районе Воронцово — 90 км, в Енисейском заливе — 79,5 км)», — пояснила Блиновская, отметив, впрочем, что речь, конечно, идет только о возможной аварии. По словам Владимира Чупрова, ландшафт, в зоне, прилегающей к строительству, уже сильно меняется: на снимках из космоса видно, что территория покрыта следами от вездеходов. А, как известно, почва тундры очень плохо восстанавливается. Как сообщил руководитель арктического проекта «Гринпис России» Оганес Таргулян, жители Крайнего Севера из Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра обратились к экологам за помощью ее в 2015 году. По его словам, жители, которые исконно занимались охотой и рыболовством, испытывают опасения за свой промысел. Кроме того, нарушения природного ландшафта создает проблему для выпаса оленей. Также, жители сообщают об угрозах применения оружия, которые они якобы получали от работников нефтяной компании при попытке пройти на территории, где располагаются их родовые захоронения. Об этом сказано в письме главе ФАДН, подписанном совместно Гринпис Россия и Ассоциаций. Кроме того, по версии экологов, в районе строительства находится могильники сибирской язвы. Экологи отметили, что побывали в Байкаловске дважды — в апреле и августе 2016 года. Причем во второй визит они столкнулись с противодействием неизвестных лиц, которые привели в негодность моторы на лодках, что выяснилось после их разгрузки. В ходе этой экспедиции были обнаружены нарушения почвенного покрова, свалки мусора (хотя, по словам местных жителей, к приезду экологов их пытались убрать). «Мягкие хранилища» нефтепродуктов были перенесены из охранной зоны Енисея на берег реки Таналау. Это, впрочем, в случае возможной аварийной ситуации, по словам Таргуляна, все равно может привести к попаданию нефтепродуктов в Енисей. Руководитель программы по экологической политике ТЭК российского отделения Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников отметил, что разделяет опасения гринписовцев в отношении данного проекта, связанных с отсутствием плана по ликвидации возможных разливов нефти в арктических условиях.В связи с этим он напомнил об аварии танкера «Надежда» в ноябре 2015 года и разрыв нефтепровода в ноябре 2016 года в порту Тамань на территории ЗАО «Таманьнефтегаз», обратив внимание на их последствия. При этом он обратил внимания, что эти происшествия происходили в портах, куда можно было оперативно привлечь знпачительные силы для их ликвидации. В море это сделать намного сложнее, считает Книжников. Он особо подчеркнул, что, реализация проектов по освоению нефтяных терминалов должна предваряться полноценными общественными публичными слушаниями. В случае с терминалом «Таналау», по версии экологов, слушания прошли в Дудинке, а не в Байкальске. Кроме того, подчеркнул Книжников, при планировании таких объектов необходимо рассматривать и альтернативные варианты, минимизирующие ущерб природной среде, наносимый хозяйственной деятельностью человека. По его словам стратегическая экологическая оценка проекта позволяет найти подобную альтернативу. В пример Книжников привел Ванкоровское месторождение на севере Красноярского края, когда в ходе экологического анализа было принято решение по строительству трубопровода, не связанного с прохождением через арктические моря.
| |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |