ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


Б. СРАВНЕНИЯ

Умственный процесс сравнения -- существенный фактор познания. Пока мы не знаем, на что вещь похожа и чем она отличается от остальных вещей, мы не можем понять ее. По­этому, хотя вопрос об уподоблениях и противопоставлениях затрагивается при обсуждении других вспомогательных дан­ных речи, по своему значению он заслуживает особого осве­щения.

Уподобление указывает сходство, противопоставление или контраст - разницу. Но первое отличается от второго только значением; их применение и преимущества одинако­вы. В дальнейшем они будут рассматриваться вместе.

1.  Виды сравнений

Как и примеры, сравнения могут быть краткими или про­странными, фактическими или выдуманными, серьезными или шутливыми. Они могут быть устными и также найти применение при показе наглядных пособий, о которых будет сказано далее. В своей наиболее краткой форме уподобления - это отдельные слова и выражения. Выражение, вызы­вающее представление о предмете в целом, называется ме­тафорой. В фразе: «Его слова были оазисом в пустыне свет­ской болтовни» -- выражения «оазис» и «пустыня» сразу на­водят на сходство с явлениями, представление о которых оратор желает вызвать у слушателя. Слушатель сравнивает качества слов и разговора с характерными чертами оазиса и пустыни.

При уподоблениях пользуются иногда словами подобно, как... «Любовь подобна цветку, распускающемуся на краю могилы». Метафора находит место и для выражения конт­раста: «Путь человеческого прогресса - не гоночный трек».

Обратите внимание, насколько уподобления оживили речь, произнесенную Хорасом Портером по случаю оставле­ния должности посла США во Франции.
 
...После двадцати пяти лет, проведенных на государ­ственной службе, включая восемь лет пребывания за границей, я начал думать, что американец подобен от­рывному талону железнодорожной проездной книжки, который в оторванном виде никуда не годится. У меня сложилось мнение, что если бы я еще остался за грани­цей, то ко мне можно было бы, как на аптечный пузы­рек с жидкой мазью для растирания, прикрепить на­клейку: «Только для наружного употребления...»

Более пространная форма уподобления - аналогия --представляет собой умозаключение: если два или более предмета схожи в одном и более отношениях, то они схожи и в других. Особо важное значение аналогия имеет в речах агитационных, поскольку она играет роль умозаключения от одной частности к другой. Главное и наиболее целесооб­разное ее назначение -- иллюстративное. В мыслях и в сло­вах мы постоянно прибегаем к аналогиям. Притча о блудном сыне -- одна из самых изящных аналогий-иллюстраций. Как земной отец любит и прощает блудного сына, так и отец небесный любит и прощает нас - его заблудшихся детей. Аналогии, как и уподобления, бывают фигуральные и ана­логии в буквальном смысле. Фигуральная аналогия сравни­вает две совокупности явлений из различных областей, явле­ний разного порядка. Они имеют только символическую связь.

Трудно определить, что такое демократия/Она подо­бна жирафу. Раз посмотришь - и уж больше ни с чем не спутаешь.

Аналогия в буквальном смысле сравнивает две совокуп­ности явлений одной области, одного порядка:

Кондиционирование воздуха подняло производи­тельность труда на фабрике искусственного волокна А, следовательно, оно поднимает производительность тру­да и на фабрике Б.

Аналогия в буквальном смысле обладает большой значи­мостью как доказательство в споре: фигуральная аналогия обычно стимулирует работу воображения.

Особое место занимает форма противопоставления или контраста -- парадокс. В нем заключены, на первый взгляд, совершенно несовместимые утверждения. Часто его цель со­здать драматический или юмористический эффект. Напри­мер, Генри Уоттон сказал:

Посол -- это порядочный человек, которого посыла­ют за границу врать в интересах отечества.

Но в целом сравнения при помощи фактов, предположе­ний, мнений, предложений или принципов служат одной цели -- сделать более ясными, интересными и убедительны­ми те идеи, к которым они имеют отношение. Это вполне удается, если они отличаются конкретностью, новизной и доходчивостью.

2. Применение сравнений

а)   Сравнения стимулируют мысль слушателя

Умственный процесс, заключающийся в сопоставлении двух различных предметов, дает объяснение, в чем сила сравнения. В ту минуту, когда оратор произносит: «Цивили­зация подобна библиотеке с выдачей книг на дом»,-- ум слу­шателя начинает работу, пытаясь найти общий признак, объединяющий цивилизацию и библиотеку. Когда же оратор объяснит, что прогресс из поколения в поколение возможен лишь потому, что мы заимствуем все уже изученное и унас­ледованное предшествующими поколениями: Старый и Но­вый завет, систему Коперника, печатный станок, каноны ис­кусства, химические формулы, Билль о правах и т. д.,--слу­шатель с чувством удовлетворения начинает постигать существенное сходство между цивилизацией и библиотекой. У него даже складывается новое представление о цивилиза­ции.

б)   Сравнения поясняют необычное

Без уподоблений и противопоставлений почти нельзя обойтись, когда нужно объяснить малоизвестные явления. Публика может разобраться в таких сложных технических вопросах, как частотная модуляция или электроника, в та­ких широких предметах, как астрономия, в отвлеченных ме­тафизических концепциях, в судопроизводстве и так далее только посредством сравнений с более или менее знакомыми явлениями. Археолог Д. М. Робинзон, желая объяснить довольно пестрой по своему составу аудитории, что пред­ставляла домашняя и общественная жизнь грека доалексан-дрийской эпохи, сравнивал жилые дома, улицы, систему ка­нализации, инструменты, найденные при раскопках, с анало­гичными предметами нашего времени. Таким же образом удается дать представление рядовым слушателям о величине атома; стоит указать, что в одной пинте воды атомов боль­ше, чем таких пинт в океанах всего мира.

в)   Сравнения вызывают интерес к обычному

Обычное, с течением времени уже не представляющее интереса, можно оживить сравнениями, которые придадут ему свежесть новизны. Даже такие избитые темы, как хри­стианство наших дней, преимущество обучения в колледже, сила привычки, могут благодаря этому приему стать интересными. Посмотрите, как психолог Уильям Джемс пользу­ется ими в лекции на тему о привычке:

Не раз во многих сражениях наблюдали, как кавале­рийские лошади, потеряв своих всадников, собирались вместе и по сигнальному рожку совершали привычные передвижения... Люди, состарившиеся в заключении, после того как получили свободу, просились обратно в тюрьму. Во время железнодорожного крушения была разбита клетка с тигром из зверинца. Говорят, что тигр, ничуть не пострадавший, выскочил из клетки и снова заполз в нее, как будто новая, необычайная об­становка без привычных удобств озадачила его.

Обратите внимание на интересное сопоставление в сле­дующем примере.

Что по-настоящему представляет собой честный че­ловек? Это, конечно, не тот, кому ничего не стоит со­лгать. Но и не тот, кто, будучи порядочным человеком в другое время, солжет, чтобы спасти кошелек, репута­цию или даже голову.

Явления, необычные или не соответствующие нашим тра­диционным представлениям, моральному кодексу и законам, приковывают внимание. Несоответствие вызывает интерес, так как оно пробуждает разум или устранить дисгармонию, или принять ее с какой-то более высокой принципиальной точки зрения. Так, супруги Кюри не успокоились до тех пор, пока в некоторых породах минерала не открыли таинствен­ный элемент, который опрокидывал все закономерности, ус­тановленные в результате лабораторных опытов над минера­лами.
 


Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление