ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


Глава VII ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРА

Лектор Сэм Сэнфорд однажды рассказал о случае, проис­шедшем в фойе гостиницы городка, где он должен был вы­ступать. Молоденькая продавщица табачного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собира­ется послушать лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, девушка внимательно окинула его взглядом и сказала: «Ну что ж... Все-таки я пойду.»

К счастью для хороших ораторов (не для плохих), мнение о них составляется по внешним данным во время выступле­ния. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели при­сматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выра­жение лица, какая походка, что он делает с руками. Слуша­тели хотят знать, что он представляет сам по себе. Наивно движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе -- положительное или отрицательное -- и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора или воспримут ли они то, что он им скажет. Выступить публично - это значит дать слушателю возмож­ность познакомиться с вами, как говорится, и на радость и на горе. Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления. В данной главе мы займемся зрительно воспринимаемыми эле­ментами речи по разделам: внешность (А), манеры (Б), поза (В), жесты (Г). Но прежде всего следует подтвердить основ­ной принцип: подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. На­стоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведе­ния гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощ­ной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией.

1. Внешность
2. Манеры
3. Поза
4. Жесты
Резюме