12:22 Что считается коммерческой тайной и что грозит за ее разглашение |
Наверняка многим из нас приходилось сталкиваться с термином "коммерческая тайна", при этом его смысл оставался до конца неясным. Лишь немногие компании утруждают себя защитой коммерческой информации и изданием локальных актов, регулирующих права и обязанности сотрудников при использовании информации, представляющей такого рода тайну. Вместе с тем, утечка подобной информации грозит компании большими убытками, причем не всегда она вызвана умышленными действиями кого-либо из сотрудников. Что такое "коммерческая тайна" В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Федеральный закон) коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Таким образом "засекретить" можно практически любую коммерчески ценную информацию: сведения о поставщиках, используемых в производстве материалах, оборудовании, технологии производства и многое другое. Как "включить" режим коммерческой тайны Для того чтобы ограничить доступ к важной информации, компания обязана предпринять ряд мер:
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности по умолчанию являются коммерческой тайной, поэтому в отношении этих сведений применение вышеуказанных мер не является обязательным. Что не может являться коммерческой тайной Перечень сведений, которые не могут являться коммерческой тайной, указан в ст. 5 Федерального закона. Итак, это следующие сведения:
Чиновники как угроза К сожалению, Федеральный закон устанавливает полную беззащитность обладателя информации перед государством. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона правообладатель по требованию "органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну". Учитывая множество "иных государственных органов" и их склонность к получению информации о прибыльной хозяйственной деятельности, злоупотребления положениями этой нормы неизбежны. Нежелание компаний покорно следовать требованиям "иных органов", законодатель предоставил последним требовать предоставления информации в судебном порядке. Особо непослушным грозит административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ за не предоставление требуемой информации. Санкция этой статьи предусматривает наказание в виде штрафа:
Да, ч. 3 ст. 14 Федерального закона устанавливает гражданско-правовую ответственность "иных государственных органов" перед обладателями информации в случае разглашения или незаконного использования коммерческой тайны своими сотрудниками. Но какова цена этой ответственности? Методики определения убытков (особенно - упущенной выгоды) ввиду утраты конфиденциальности в принципе сложны для разработки и в настоящее время вообще отсутствуют. Ч. 1 ст. 14 Федерального закона предусматривает и уголовную ответственность правонарушителей. Согласно положениям ст. 183 УК РФ, карающей за "незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну", такое действие может повлечь лишение свободы на срок до 10 лет. Однако, учитывая неоднозначность отнесения информации к разряду коммерческой тайны, многочисленные возможности получения и передачи соответствующих сведений помимо воли правообладателя, успешное применение на практике уголовных санкций представляется маловероятным. К сожалению, по этим же причинам практически невозможно привлечь к ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, даже обычного человека. |
|
Всего комментариев: 0 | |