13:44 Как разобраться в условиях франшизы |
![]() 1. За что Вы платите? Первый вопрос, который мне обычно задают потенциальные франчайзи: «что входит в обозначенную сумму инвестиций?». Любого человека волнует, сколько денег он потратит, и за что их с него берут. Обычно в заявленную стоимость франшизы входят: • Паушальный взнос. Это единовременная выплата, которая взимается франчайзером за право работы под принадлежащей ему маркой. Другими словами Вы покупаете право присоединиться к существующей сети. • Товарное наполнение. Если речь идет о товарной франшизе, то в стоимость закладывается товарное наполнение, рассчитанное на минимальную торговую площадь с 2-3 месячным запасом, а также доступ к общей базе (например, 1С) для подсортировки. Если мы имеем дело с франшизой услуг или общественного питания, то в стоимость входят расходные материалы, программное обеспечение, сопутствующие услуге товары и пр. • Торговое оборудование. Некоторые франчайзеры обязывают закупать оборудование только через них. Но есть и такие, которые позволяют партнерам изготавливать оборудование на месте. В этом случае его стоимость вычитается из общего объема инвестиций. Схемы и чертежи присылаются бесплатно. 2. Каковы дополнительные расходы? Франчайзер продает Вам непосредственно концепцию/идею/формат. Ни одно франчайзинговое предложение не учитывает расходы на аренду торговой площади, заработную плату персонала и коммунальные платежи. Также придется дополнительно оплачивать: • Логистика. Если оборудование для Вас изготавливает франчайзер, то за его транспортировку платить будете Вы. Именно поэтому многие предпочитают делать торговое оборудование в своем регионе. Расходы на доставку товара также ложатся на франчайзи. • Дизайн-проект. Администрации торгового центра, с которым у Вас есть договоренность, необходимо понимать, как будет выглядеть будущий магазин/кафе/студия. Для этих целей существует дизайн-проект – изображение точки в реальном интерьере. Как правило, дизайн-проект стоит в районе 10-20 тысяч рублей. • Роялти. Это ежемесячный платеж за право пользования лицензией, технологией, патентом и т.д. Может быть фиксированным или привязанным к деятельности франчайзи. Надо понимать, что франчайзер в любом случае должен зарабатывать на франчайзи, иначе в его деятельности просто нет смысла. Поэтому роялти есть в любой франшизе: просто в услугах и общепите он выделен как отдельный платеж, а в товарных концепциях скрыт в стоимости закупки. • Выезд команды. Перед открытием к Вам в город приедет команда специалистов, которая поможет подобрать и обучить сотрудников, поработает на точке вместе с персоналом, чтобы на практике передать наработанный опыт, проследит за соблюдением стандартов компании. Проживание и транспортные расходы лягут на принимающую сторону. 3. Когда я выйду «в ноль»? Большинство франчайзинговых предложений содержат срок окупаемости инвестиций. Надо понимать, что показатель этот усредненный и довольно условный, ведь та же ставка аренды, тарифы на электроэнергию, заработная плата, да просто площадь точки у каждого франчайзи своя. Именно поэтому всегда делайте собственные расчеты. Хорошо, если франчайзер предоставляет электронный калькулятор, в который вставляются реальные затраты франчайзи на открытие точки. Для категории инвестиций до 500 тысяч рублей адекватный срок окупаемости франшизы до полугода. От 500 тысяч до 1, 5 миллиона около года. От 1, 5 до 3 миллионов – до 2 лет. 4. Кто ищет помещение? Поиском торгового помещения франчайзи занимается самостоятельно. Франчайзер может предоставить рекомендательные письма и презентации марки для торговых центров, однако процесс переговоров и утверждения полностью ложится на плечи франчайзи. В редких случаях, помочь клиенту с подбором помещения может брокер - случается, что торговые центры присылают нам информацию по свободным площадям. Хороший франчайзер заинтересован в том, чтобы его партнер работал долго и успешно. Именно поэтому подобранную торговую площадь могут и не утвердить. Если франчайзеру все равно, куда Вы встаете, задумайтесь – думает ли он о долгосрочном сотрудничестве или его задача просто продать франшизу и быстро заработать на этом? 5. Где я могу продавать? Во франчайзинге существует понятие эксклюзива на территорию. Это может быть регион, город, район и даже улица, на которой никто кроме Вас не может продавать такой товар или кормить людей такими гамбургерами. Посмотрите внимательно, что именно Вам предлагается и на какой срок. Обычно франчайзер предоставляет эксклюзивное право на первый год работы, далее франчайзи ставят перед выбором – либо открывать еще одну точку, либо терять эксклюзив. Также важно уточнить, работает ли франчайзер с оптовиками в Вашем регионе, и каков будет их статус при открытии фирменной точки. |
|
Всего комментариев: 0 | |
| |