00:32 Как заставить авиакомпанию вернуть деньги за билет |
Авиаперелеты — удовольствие не из дешевых. Чтобы сэкономить, многие покупают билеты заранее. Однако обстоятельства бывают разные, иногда заранее запланированная поездка срывается. Как вернуть деньги за билет? Попытки возвратить себе кровно заработанные в большинстве случаев бывают нелегкими, долгими, и нервными, будь то истребование долга у знакомого, или возврат денег за билет. Может быть, из-за авиабилета за 50 евро и не стоит тратить нервы, но, как правило, стоят билеты гораздо дороже, и эти приятные суммы нет никакого желания дарить авиакомпании. Начнем с главного. В соответствии со статьей 108 Воздушного кодекса России, если вы возвращаете билет не позднее, чем за сутки до вылета, авиакомпания обязана вернуть вам полную стоимость билета. Правда, есть одна оговорка: «если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок». Что имеется в виду — непонятно. Можно было бы подумать, что речь идет о так называемых «невозвратных» билетах, приобретенных по акции, но нет. Есть судебный прецедент. Жительница Волгограда решила сдать купленный билет за 27 дней до вылета. Авиакомпания вернула ей только топливный сбор, ведь изначально оговаривалось, что билет возврату не подлежит. Женщина обратилась за правдой в Роспотребнадзор. В результате суд постановил вернуть ей полную сумму билета — в соответствии как раз со 108 статьей Воздушного кодекса. Есть еще предписание ФАС от 5 апреля 2010 года — «исключить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат, в случае добровольного отказа пассажира от перевозки». Однако в этом предписании ведомство также ссылается на 108 статью Воздушного кодекса. Если вы возвращаете билет менее, чем за 24 часа, вам также обязаны вернуть деньги, но за вычетом сбора, «размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку». О недобросовестных туроператорах читайте статью "Основные виды мошенничеств в сфере турбизнеса" серии "Туристу в помощь".
Перечень мест, где производится возврат билетов, прописан во внутренних правилах авиакомпании-авиаперевозчика. Проще всего их найти на сайте компании в Интернете. Можно также позвонить в справочную службу авиаперевозчика, там вам подскажут нужные адреса и телефоны. Имейте в виду, установленный компанией порядок возврата билетов в любом случае не должен противоречить общим правилам воздушных перевозок. А они предусматривают, что возврат денег при отказе от поездки может производиться «в кассе самой авиакомпании, у агентов, уполномоченных компанией на продажу билетов, а также в пунктах, предусмотренных правилами авиакомпании». Еще один важный нюанс — существуют различные директивы Министерства транспорта России, которые частично противоречат Воздушному кодексу. Юристы говорят — в спорных случаях суд будет руководствоваться именно Воздушным кодексом, а не внутриотраслевыми правилами. Но что делать, если вам все-таки отказались выплачивать деньги за билет в полном объеме? Сначала нужно отправить в представительство авиакомпании максимально аргументированную письменную претензию со ссылкой на ст. 108 Воздушного кодекса России. Лучше сделать это заказным письмом с уведомлением. Если дело дойдет до суда, у вас будет лишнее доказательство. Если и это не помогло, подавайте жалобу в Федеральное агентство воздушного транспорта (можно даже в электронном виде — через официальный сайт Росавиации). Кроме того, вам могут помочь в Союзе потребителей России и, как показал случай с жительницей Волгограда — в Роспотребнадзоре. Но если авиаперевозчик обанкротился, здесь все гораздо сложнее. Вы можете подать на компанию в суд, и даже выиграть дело, но гарантий, что вам вернут деньги — никаких. Страховки на такой случай не существует. Случай с Авиановой — лишнее тому доказательство. Некоторые пассажиры до сих пор не могут вернуть деньги за несостоявшиеся поездки. |
|
Всего комментариев: 0 | |