Жилищный кодекс Российской Федерации установил три возможных способа управления многоквартирным домом (далее – МКД) (ст. 161):

  1. непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  2. управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  3. управление управляющей организацией.

При этом, в соответствии с Жилищным кодексом (ст. 44), независимо от выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в чью компетенцию входит принятие решений по наиболее важным вопросам, касающимся содержания общего имущества в многоквартирном доме и пользования им. Поэтому основное различие между способами управления заключается в том:

а) создают ли собственники помещений собственное юридическое лицо (товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив), исполняющее их решения и представляющее их интересы в отношении общего имущества в МКД;

б) если собственники помещений не создают собственное юридическое лицо, то кто исполняет / организует исполнение решений, принятых общим собранием собственников помещений:

  • сами собственники помещений в многоквартирном доме
  • сторонняя коммерческая организация (или индивидуальный предприниматель).

При каждом из названных способов управления есть различные варианты того, как организовано исполнение функций управления, услуг и работ по обслуживанию и ремонту общего имущества (Схема), а также предоставление коммунальных услуг. Определенное сочетание вариантов исполнения функций, услуг и работ можно условно назвать моделью «управления/обслуживания многоквартирного дома» в рамках способа управления, определенного Жилищным кодексом.


Схема: Способы/модели управления и обслуживания многоквартирного дома