ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


4. КРАСНОРЕЧИЕ ТРЕБУЕТ ПОДГОТОВКИ

Искренность и стремление к общению, как ни важна их роль, не могут заменить умения. Как сказал Джозеф Джефферсон - знаменитый американский актер прошлого столе­тия,- «произнести яркую речь - одно дело, а произнести ее ярко -- другое». Многие деловые люди и специалисты жалу­ются, что они не могут выразить при случае именно то, что имели в виду. Сколько у вас знакомых, умеющих свободно поддерживать беседу в нужном направлении? Сколько зна­комых, обладающих способностью говорить с подъемом? А как часто вы чувствовали, что у вас рвется наружу мысль --и только для того, чтобы показаться на свет в искаженном виде? Правда, люди без предварительной подготовки к пуб­личным выступлениям, если они прониклись сильным убеж­дением, могли говорить красноречиво и увлекательно. Но та­кие случаи редки.

Для хорошей речи необходимы знание предмета, целеуст­ремленность и умение. Знание и цель неотъемлемы при при­обретении умения, так как, не имея, что сказать и потребно­сти сказать, оратор уподобляется кораблю «без руля и без ветрил». К тому же он должен быть уверен в себе. Ведь если только сделать открытие, что не так уж трудно встать перед аудиторией и начать говорить, то хорошим оратором не ста­нешь,- это прекрасно знают миллионы скучающих слушате­лей. Вряд ли, говоря о речи, можно считать правильным не­сколько парадоксальное замечание английского очеркиста Д. К. Честертона: «Если что-нибудь надо сделать, то стоит сделать даже плохо».

Человек восемнадцатилетнего возраста в среднем произ­нес по крайней мере шестьдесят миллионов слов. Но научил­ся ли он поэтому правильно говорить? Совсем необязатель­но. Умение можно приобрести только в результате система­тических занятий. Особая необходимость в системе обусловлена устойчивостью приобретенных навыков. Жела­ющий учиться игре на музыкальном инструменте начинает извлекать из него какой-то скрежет, но зато здесь нет дур­ных привычек, с которыми нужно бороться. Обучающийся искусству речи редко находится в таком счастливом положе­нии. При сложности механизма речи предпринимаемая борь­ба с дурными навыками -- дело нелегкое. Человек, тысячи раз произносивший слова с ошибками, не сразу приучится к правильному произношению. Кто годами привык сутулиться, чудом не приобретет выправки, а руки оратора, находящие­ся в бесцельном движении, вдруг не примут правильного по­ложения. Кто склонен примириться с такими дурными при­вычками, напоминает одного субъекта, о третьем браке кото­рого д-р Джонсон сказал, что в данном случае воплощен «триумф надежды над опытом».

Существует определенный порядок слов в фразе и фраз в речи. Сколько людей задумываются над этим перед началом-' речи? А сколько открывают рот, чтобы выпускать слова про­сто наудачу? Разница в значительной мере зависит от навы­ка. Поэтому обучение правильному, упорядоченному мышле­нию крайне необходимо для искусства речи.

Руководства и учебные наставления не создают умения. Они только указывают путь. Главное в подготовке должен проделать сам оратор. Нелегкий труд, но за несколько меся­цев он оправдает себя и создаст из посредственности хоро­шего оратора. Обучение даст это не каждому студенту: кое-кто не пожелает подчиниться требованиям учебной дисцип­лины. Есть много способов формулировать требования к учащемуся, но, пожалуй, самое главное из них -- терпение и упорство. Близко к нему по важности стоит другое, а имен­но побольше самокритики и дерзания.




Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление