ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


5. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ - ДЕЛО ОТВЕТСТВЕННОЕ

Красноречие - сила. Ораторы в меру своего влияния --вожди общества; их специальная сфера -- воздействие на лю­дей. Это влечет за собой обязательства. Искусство полезно оратору, но если им пользоваться нечестно, оно ничего, кро­ме вреда, слушателю, не принесет. Аристотель сказал: «Ис­тина и справедливость сильнее, чем их противоположности». Правое дело находит свою защиту и в том, что, как сказал. Линкольн, «не удастся все время дурачить народ». Вообще неискренность видна даже в манере оратора. Нам претит ис­кусственный жаргон рекламы по радио или телевидению. Мы насквозь видим «профессиональные» приемы многих коммерсантов и адвокатов, не говоря о людях иных профес­сий. «Мы убеждаем других, сохраняя серьезность».

Оратор может быть искренним и своей искренностью внушать безграничное доверие к себе, но тем не менее быть далеким от правды. Многие из самых безответственных и порочных вожаков были искренни. Гитлер в большинстве своих речей был одержим доходящей до исступления иск­ренностью. Судьи-пуритане, посылавшие на костер «ведьм», были искренни до фанатизма. Оратор, думающий, что он один знает правду, опасен. Он настолько верит в свою пра­воту, что считает ниже своего достоинства прочитать хоть одну печатную страничку, опровергающую его. Его «искрен­ние» убеждения о правительстве, труде и капитале могут оказаться из года в год наслаивавшейся и непроверенной ин­формацией из мелочей, случайно попадавших в газетные за­головки, и беспардонных утверждений его ближайшего окру­жения.

Искренность, в строгом смысле слова, явление сложное и неуловимое, настолько неуловимое, что многим ораторам не удается полностью придерживаться ее требований. Даже хо­рошо знающие предмет и честные ораторы имеют склон­ность обходить факты, противоречащие их мнению, и прибе­гать только к фактам, подтверждающим его. Это, мягко гово­ря, довольно обычная практика. Представьте себе, что оратор, настаивая на снижении прибылей промышленников, цитирует данные о росте прибылей с 1940 года и проходит мимо того, что доллар обесценился. Или вообразите следую­щее: утверждая, что прирост заработной платы в данной от­расли промышленности очень высок, он забывает сказать, что прирост происходит не за счет почасовой оплаты, а за счет сверхурочных. В таких вопросах истина сложна, ее нужно тщательно искать. Слушатели не занимаются или не могут заняться поисками истины, поэтому шарлатаны и де­магоги преуспевают. Многие ораторы успокаиваются на ком­промиссе, как тот аукционист, который никогда не говорил неправды, «пока она не становилась абсолютно приемле­мой».

Максуэлл Андерсон говорит: «Вот мы живем верой, но ни одна вера не разумна. Жизнь -- все, что у нас есть, и мы стараемся прожить ее так, как мы верим...» Может быть, это и так. Но не голые убеждения, а их достоинства решат, бу­дем ли мы жить или погибнем.

Каковы же особенные черты лучших ораторов, которые должен воспитывать в себе каждый серьезный студент? Все, что мы знаем о больших ораторах нашей национальной исто­рии, сводится к бесспорному ответу на данный вопрос. Да­ниэль Уэбстер, Генри Клей, Авраам Линкольн, Уэнделл Фи­липпе, Генри Уард Бичер, Уильям Дженингс Брайен, Фран­клин Д. Рузвельт и почти без исключения другие деятели, выдающиеся своим красноречием, были людьми потрясаю­щей жизненной силы и энергии, людьми строгой морали и внутренней дисциплины. Они знали цену искусства речи, и многие из них немало потрудились, чтобы овладеть им. Они были также людьми большого мужества и глубоких симпа­тий к простому народу. Они всегда были на стороне свободы и прав человека. Сама их жизнь красноречива, как их слова. Они оправдали изречение, что «великие мысли исходят из сердца». Генри Уард Бичер, величайший в свое время оратор на кафедре проповедника, сказал:
 

Не допустим, чтобы стал оратором проходимец. Че­ловек, который станет оратором, должен иметь что ска­зать. Он должен чувствовать всей душой, что это нуж­но сказать. Ему должны быть свойственны доброжела­тельность и сочувствие, которые сливают его с аудиторией и делают ее частицей. Он воздействует на слушателей так, что его улыбка отражается на их ли­цах, они плачут его слезами, и биение его сердца отда­ется в груди у всех собравшихся.