ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


3.3. Способы проверки примеров в агитационных речах

а)   Уместен ли пример?

Представляет ли он ссылку на такой факт, который дей­ствительно оправдывает вывод. Ссылка на факт непродук­тивной работы самоуправления города А. в 1950 г. не имеет никакого отношения к самоуправлению города А. в 1956 г. За это время организационные формы и личный состав мог­ли совершенно измениться.

б)   Типичен ли пример?

Пример часто иллюстрирует лишь одну сторону обстоя­тельств, политики, действий или качества. В таком случае, может ли он типизировать явление в целом? Ораторы под­вергаются соблазну выбирать наиболее разительные приме­ры, не беспокоясь о том, насколько правильно они отражают действительность. Но единственный пример политической коррупции, хотя и бросающийся в глаза, вряд ли докажет, что вся партия разложилась.

в)   Достаточно ли примеров?

Если единственный пример недостаточно характерен для всего явления, нужно представить другие доказательства и по возможности дополнительные примеры. Единственной ссылки на то, как Франция реагирует на перевооружение Германии, еще недостаточно, чтобы показать отношение всей Европы к этому сложному вопросу.

г)  Содержит ли пример призыв к чувствам?

Особенно в речах, воодушевляющих или склоняющих к действенной реакции, во всяком случае, некоторые примеры должны обладать не только силой логического воздействия и не только состоять из голых фактов. Они должны быть подо­браны и изложены так, чтобы взывали к чувству справедли­вости, к жажде правды и т. д. Примеры бесправного положе­ния, в которое поставлено местное население Южной Афри­ки белыми правителями, необходимо подать слушателю, чтобы тот буквально видел и переживал все проявления бес­человечного обращения, все последствия грабежа земель и голода.

д)   Оправдывает ли пример призыв к чувствам?

Эта проверка аналогична указанной под пунктом «а». Эмоциональный тон, не оправдываемый фактическим содер­жанием примера, не делает его доходчивым в смысле пра­вильного освещения явления. В вопросах, затрагивающих область чувств, оратору трудно избежать опасности преуве­личения или искажения фактов.



Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление