ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


5.3. Пауза

При правильном применении пауза всегда желательна. Она полезна во многих отношениях, к тому же ее легко сделать. Тем более удивительно, что лишь немногие ораторы разумно ею пользуются. Она облегчает дыхание, так как для выдыхания из­лишнего воздуха и вдыхания нового запаса нужно время. Она дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти далее. Она позволяет важным соображениям глубже запасть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным пунктом речи и после - один из способов наиболее ярко подчер­кнуть его. Наконец, самый ритм речи во многом зависит от ин­тервалов и длительности пауз.

В общем пауза применима между отдельными элемента­ми мысли (фразами, придаточными предложениями, закон­ченными суждениями); она также оттеняет наиболее суще­ственные слова. В каких местах сделали бы вы паузу при изложении следующего суждения?

Задняя стенка глаза, на которую отбрасывается изо­бражение внешнего мира и которая соответствует ма­товому стеклу фотокамеры, представляет собой мозаи­ку из палочек и конусов, диаметр которых едва превы­шает среднюю длину световой волны.

Необходимы четыре паузы (после глаза, мира, фотока­меры и конусов); большее количество пауз сделало бы фра­зу отрывистой и бессвязной. Последите, что получится, если вы сделаете паузу между стенка и глаза или между отбра­сывается и изображение или между палочек и конусов.

Обычно паузы между подлежащим и сказуемым, когда они находятся рядом, или между единственными наречием или прилагательным и определяемым словом придают фразе отрывистый характер. В следующем предложении для паузы, приемлемо только одно место: после вступительных слов.

Несмотря на сильную оппозицию — четыре предло­жения были рассмотрены вместе.

Знаки препинания дают некоторое представление об ес­тественных остановках, но оратор не может всецело пола­гаться на них. В живой речи приходится делать паузы в ин­тересах ясности и выразительности чаще, чем это соответст­вует знакам препинания в ее письменном изложении. Группа коротеньких предложений допускает только очень легкие паузы, в то время как одно слово, без всяких грамма­тических оснований, потребует долгой паузы. Например:

Вся орава с гулким топотом пронеслась вдоль набе­режной, не обращая внимания на сидевших в пролетах, дверей и глазевших на них портовых грузчиков. Старик потерял шляпу. У Бэда слетел с левой ноги башмак. Но они галопом неслись, не отставая друг от друга, пока не обогнули угол пакгауза. Здесь все застыли на месте: как вкопанные и уставились на море. Они смотрели, смотрели и — ничего.

Здесь все, кроме последнего слова, говорится в быстром, неспадающем темпе.

Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а приятного выразительного разнообразия паузировки. Это также относится и к декламированию стихов. Лучшие стихи прозвучат как «вирши», если читать их, подчеркивая размер и делая регулярные паузы в конце строф. Проза в большей степени, чем стихи, должна обладать ритмом логически свя­занной мысли. Слушателю нужна не «красота» звучания, а ясность и доходчивость смысла. Вы должны чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться опреде­лить, где необходимо ускорить темп, где сбавить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление. Следующий отрывок настолько плохо отработан, что в письменном виде кажется бессвязным. Громко прочтите его, стараясь сделать его ясным и ритмичным.

Если вам донельзя хочется чего-либо,- так говорит­ся в волшебных сказках,- будьте уверены, вы достигне­те желаемого. Это значит, разумеется здесь заключает­ся и ловушка, если вам хочется до такой степени, что вы готовы заплатить трудом, какой бы ни было ценой, в чем бы она ни выражалась,- любовью, мужеством, са­мопожертвованием, деньгами... Наконец после долгих поисков и значительно возмужав в процессе исканий, я нашел, что мне было нужно. И нашел в таком месте, где вряд ли кто-нибудь на свете рассчитывал найти: в Британском музее.