ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
3. Высота
Диапазон голоса соответствует показателям музыкальной шкалы и определяется частотой колебаний голосовых связок в секунду. Перемена в высоте звучания достигается двумя путями: переходом и плавным скольжением. Переход, как отчасти можно судить по этой терминологии, представляет сдвиг в высоте от одной звуковой единицы к другой, причем за звуковую единицу принимается слог. Скольжение, или модуляция,-- это смена высоты в пределах одной звуковой единицы. При произнесении слова долой примерная смена высоты
долой
Здесь между первым и последним слогом смена в высоте достигнута переходом, а в звучании последнего слога --скольжением, модуляцией.
Интонационные скольжения в пределах данного слога бывают едиными и двойными. Единое скольжение может быть вниз или вверх, двойное же •- вверх и затем вниз или вниз и затем вверх. Если вы говорите «да», желая выразить согласие с тем, что было сказано, скольжение идет вниз. Если «да» произносится в виде вопроса, скольжение идет вверх. Если в слове «да» передается удивление или сарказм, то возможно двойное скольжение -- вверх и вниз. Если вы говорите «да», желая показать, что нетерпеливо ждете ответа, произойдет двойное скольжение - вниз и затем вверх.
да. да? да-а-а! да-а-а?
Единое скольжение более часто, чем двойное. К двойному нередко прибегают, чтобы достичь особой, своеобразной выразительности. Хотя все интонации принадлежат к одному из перечисленных видов, их многообразие бесконечно, так как отражает массу оттенков смысла и чувствований.
3.1. Мелодический рисунок речи
3.2. Выразительность и высота
3.3. Передача чувств в интонациях
3.4. Недостатки интонирования