ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


3. Высота

Диапазон голоса соответствует показателям музыкаль­ной шкалы и определяется частотой колебаний голосовых связок в секунду. Перемена в высоте звучания достигается двумя путями: переходом и плавным скольжением. Переход, как отчасти можно судить по этой терминологии, представ­ляет сдвиг в высоте от одной звуковой единицы к другой, причем за звуковую единицу принимается слог. Скольжение, или модуляция,-- это смена высоты в пределах одной звуко­вой единицы. При произнесении слова долой примерная сме­на высоты
долой

Здесь между первым и последним слогом смена в высоте достигнута переходом, а в звучании последнего слога --скольжением, модуляцией.

Интонационные скольжения в пределах данного слога бывают едиными и двойными. Единое скольжение может быть вниз или вверх, двойное же •- вверх и затем вниз или вниз и затем вверх. Если вы говорите «да», желая выразить согласие с тем, что было сказано, скольжение идет вниз. Если «да» произносится в виде вопроса, скольжение идет вверх. Если в слове «да» передается удивление или сарказм, то возможно двойное скольжение -- вверх и вниз. Если вы говорите «да», желая показать, что нетерпеливо ждете отве­та, произойдет двойное скольжение - вниз и затем вверх.

да.        да?      да-а-а!       да-а-а?

Единое скольжение более часто, чем двойное. К двойно­му нередко прибегают, чтобы достичь особой, своеобразной выразительности. Хотя все интонации принадлежат к одно­му из перечисленных видов, их многообразие бесконечно, так как отражает массу оттенков смысла и чувствований.

3.1. Мелодический рисунок речи
3.2. Выразительность и высота
3.3. Передача чувств в интонациях
3.4. Недостатки интонирования

Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление