ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


3.3.  Передача чувств в интонациях

Различные чувства и грубина их часто передаются инто­нацией. Например, представления о большом оживлении, во­одушевлении, непроизвольном и стремительном ходе мыс­лей, характерные для разговорной речи, требуют быстрой и решительной смены интонаций. Сопоставьте интонации в следующих замечаниях:
 
Я очень счастлив. Я не очень счастлив.

В коротких суждениях конкретного и повествовательного характера оживленные интонации почти неизбежны. Произ­несите следующий отрывок и прислушайтесь к модуляциям:

Итак, джентельмены, здесь-то оно и было... Не тот подарок, какого я ждал. Но все же довольно хороший подарок. Довольно хороший! Да я глазам не мог пове­рить! Я обошел его кругом, сгорая от любопытства и даже боясь прикоснуться к нему.

Поскольку ораторам приходится уделять много времени довольно отвлеченным вопросам, они пренебрегают модуля­циями, более уместными при изложении конкретных идей. Сможете ли вы интонационно обработать следующий отры­вок в такой же оживленной манере, как только что приве­денный:
 
«Благодаря воспитанию,- сказал Аристотель,- я учусь делать при случае то, что другие делают по при­нуждению и из страха». Но знаете ли вы, что в наши дни в Америке не посещают школ три миллиона детей школьного возраста?

Глубокие эмоции, грусть, жалость, нежные человеческие чувства, представления о величественном всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций:

На всей земле нет более прекрасного зрелища. Пас­мурно на душе у человека, который мог бы пройти мимо, не будучи тронут его великолепием.

В открывавшихся перед ним безлюдных просторах без конца и без края не было ни звука, ни движения, которые отвлекли бы его от печальных дум.

Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса, как например в фразе: «Я же предуп­реждал вас, что если законопроект пройдет...»

Существует и форма певучей речи, часто встречающаяся у духовных лиц. В ней обычны длинные периоды интониро­вания на средней высоте. Это возможно при сдержанных эмоциональных высказываниях и допустимо при чтении сти­хов или художественной прозы. Но в речах такой прием мо­жет найти неправильное применение, и его следует избе­гать.

Если вы серьезно думаете стать оратором, приучайте ухо улавливать высоту звучания. Это не всегда легко сделать: речевые модуляции благодаря их быстроте порой иллюзорны и обманчивы. Упражняйтесь, пока не будете располагать ши­роким репертуаром речевых мелодий.
Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление