ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
3.2. Выразительность и высота
Посмотрим сначала, насколько высота вместе с другими элементами голоса может придать ему выразительность. Обратите внимание -- хотя переход, как в вышеприведенном слове долой, применяется для многих неударных слогов,--каждый ударный отмечается модулированием звука. Так же совершенно бесспорно, что чем более выразительно слово в том или ином суждении, тем более длительна модуляция. В фразе «Том находится здесь» выразительное слово не только более звучно и протяжно, но и обладает большей модуляцией. В зависимости от того, какому слову придается больше выражения, можно представить различную высоту в следующем виде:
Том находится здесь.
Том находится здесь.
Том находится здесь.
Если внимательно прислушаться к смене высоты в других фразах, то за редкими исключениями она варьирует таким же образом.
Как иным образом тон определяет смысл? Прежде всего он отличает вопрос от утверждения. Произнесите утвердительно «Вы согласны» и затем вопросительно. «Вы согласны?»
вы со гласны. вы со гласны?
Последнее повышение тона создает приятную смену впечатлений после обычных пониженных интонаций. Вот почему ораторы должны почаще прибегать к вопросам. Но следует отметить, что в вопросительных предложениях, начинающихся с вопросительного слова, как правило, нет нужды в подъеме интонации на последних словах.
что все это значит?
Окончательность и непреложность суждения, как и их противоположность, характеризуются направлением и стремительностью интонации. Обычно чем стремительней падение интонации, тем более категорична окончательность, тем больше убежденности, тем полнее насыщенность мысли и т. д. Но и стремительный подъем может также обозначать окончательность. Скажите следующую фразу, стараясь выразить, что иное утверждение немыслимо:
нem, я бы не сделал этого!
Неопределенность, недоумение, сомнение, неполнота находят выражение в медленно поднимающихся и неглубоких интонациях:
да я и не уверен нач ать с того
Важное значение интонация приобретает при подчеркивании контраста. В следующей фразе повышение на слове преступный и понижение на слове неправый необходимы, чтобы оттенить противопоставление двух идей:
хотя и не преступный, поступок все же неправый.
Такие же интонационные противопоставления применимы в следующих суждениях:
С одной стороны высятся горы, с другой - простирается море.
Могло не случиться сегодня, но может случиться завтра.
У нас альтернатива - или помогать Европе, или потерять рынки.
Могло не случиться сегодня, но может случиться завтра.
У нас альтернатива - или помогать Европе, или потерять рынки.
Проводимые в суждениях параллели иногда выражаются тождественными и уравновешивающими друг друга интонациями.
они не могут видеть это, но они могут слышать это.
Стоит отметить, как при помощи интонации подчеркивается равнозначимость идей в следующих предложениях:
Сколько голосовало за список оппозиции? Десять.
А сколько потеряло работу? Десять.