ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


4.2. Недостатки тембра

Недостатки тембра могут быть: а) одышка, б) хрипота, в) резкость, г) гортанность, д) гнусавость.

а)   Одышка

Об одышке уже говорилось в связи с вопросом о правиль­ном дыхании. Проверьте голос на одышку, произнося слова, начинающиеся с х, т и п. Вслушайтесь в голос при произне­сении этих слов с разной силой и длительностью, чтобы убе­диться, не продолжает ли быстрый и мощный поток воздуха, не приведенного в состояние колебания и затрачиваемого на образование этих согласных, избыточно изливаться в следу­ющих за ними гласных. Также старайтесь развить в себе чувство уверенности и свободы, когда находитесь перед аудиторией, чтобы избежать опасности «задыхаться», как это случается с оробевшими новичками. Если недостатки ус­тойчивы, займитесь упражнениями в постановке дыхания (стр. 169) и упражнениями по улучшению тембра, указанны­ми в конце настоящей главы. При отсутствии положитель­ных результатов по истечении одной-двух недель посоветуй­тесь с преподавателем или врачом, поскольку причина ос­ложнений может быть органического порядка.

б)  Хрипота

Хрипота обычно возникает в результате недостатков в вибрации голосовых связок. Вибрация может быть неровной, она может сопровождаться легким придыханием, что происходит при болезненном состоянии гортани, когда в голосо­вых связках появляются инородные вещества, которые пре­пятствуют их свободному функционированию. Хрипоту мож­но установить сразу, издавая протяжно и громко «а» и вслу­шиваясь в вибрацию.

За исключением случаев болезни гортани, ее хроническо­го катаррального состояния или переутомления, например, от крика на футбольных состязаниях, причину устойчивой хрипоты нужно искать в привычках вашей обыденной речи. Не напряжена ли у вас мускулатура глотки и шеи, когда вы говорите? Не натружено ли горло уже после нескольких ми­нут речи?

Первое, что надо сделать,-- дать покой горлу. Не говорите много, не говорите подолгу. После исчезновения хрипоты займитесь упраж­нениями по улучшению тембра, рекомендуемыми ниже. Но никогда во время упражнений не утомляйте и не напрягайте горло.

в) Резкость

Резкий, или пронзительный, звук указывает или на недо­статки в работе голосовых связок, или на недостатки резо­нанса. Голосовые связки могут быть сомкнуты слишком тес­но или глотка может находиться в сдавленном состоянии. Каждый из этих дефектов усугубляется редким и поверхно­стным дыханием, а также необычной общей высотой тона. Наиболее частая причина пронзительности - нервно­сть и сверхнапряжение. Сварливые люди обычно обладают пронзительным голосом. Против такого недостатка можно порекомендовать, с одной стороны, спокойное и свободное состояние гортани, правильное дыхание и нормальную высо­ту звука, а с другой - непринужденность, спокойствие, сдер­жанность.

г) Гортанность

Для этого порока характерны явное «заглатывание» зву­ка, т. е. локализация его где-то в глубине полости рта и без­жизненность звучания. Горловой тембр часто сопровождается слишком низким, задненёбным, шероховатым звучанием и замиранием звука в конце фразы.
Горловой тембр схож с приглушенным звуком, причина которого кроется отчасти в малоподвижной челюсти. Попро­буйте сказать одну-две фразы, преднамеренно не давая ей свободы движения, затем совершенно ослабьте ее, чтобы она свободно двигалась вниз. В общем чем более она ослаблена, тем шире открыт рот. При этом не упускайте также из виду, что при слишком низком опускании челюсти сдавливается горло и это ухудшает тембр и мешает артикуляции.

Дефект, часто называемый вялостью звука, схож с опи­сываемым здесь недостатком в том отношении, что явно обусловлен локализацией звука в глубине рта за нёбом и напряженным состоянием гортани и челюсти. Откройте ши­роко рот и посмотрите в зеркало -- вы увидите через дугооб­разное отверстие в задней половине рта стенки гортани. Об­ратите внимание, насколько они подвижны и что происхо­дит, если вы сжимаете их: они ни резонируют свободно, ни допускают беспрепятственного выхода звука наружу, к пере­дней части рта.

Если звук горловой, приглушенный или вялый, следует добиться более устойчивого и равномерного давления воз­душного потока на голосовые связки. Возможно, придется поднять и общую высоту звучания.

д) Гнусавость

Резко выраженный носовой резонанс любых звуков анг­лийской речи, за исключением т, п и ng, следует рассмат­ривать как гнусавость. Но нам может казаться гнусавостью и любой тембр, если звучание как бы замкнуто в камере, где выход вибрирующего воздушного потока менее свободен, чем приток. Это так называемое «спертое» звучание и возни­кает вследствие сдавливания или противодействия гортани. Избыточный носовой призвук обычно вызывается тем, что приток воздуха в нос более свободен, чем его выход через ноздри. Последнее происходит, если мягкое нёбо, располо­женное сзади переднего и приподнимающееся, чтоб закрыть носовые пути, опускается, благодаря чему пропускает значительную часть воздушного потока в нос. Причина может быть и в том, что малоподвижная челюсть, не позволяя до­статочно широко открыть рот, способствует слишком боль­шому притоку воздуха в носовую полость.

Впрочем, некоторый носовой призвук является естест­венным для всех гласных. Большинство авторитетов по воп­росам фонетики сходится в мнении, что если мягкое нёбо слишком плотно прикрывает носовую полость при произне­сении гласных, то результатом будет не свободная от гнуса­вости речь, а звучание, тоже воспринимаемое как произно­шение «в нос».

Итак, ослаблять напряжение гортани, развивать подвиж­ность челюсти, управлять гибкостью мягкого нёба - таковы средства, необходимые для преодоления гнусавого звучания.