ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
4.3. Тембр и его роль в передаче чувствТембр играет важную роль не только как общая окраска звука, но и как способность голоса варьировать в зависимости от выражаемых мыслей и чувств. Как идеи обладают различной силой воздействия, различной способностью вызывать те или иные чувства, так и самая гармония человеческого голоса может порождать те же переживания. У проповедннка-ревивалиста XVIII столетия Джорджа Уайт-фильда голос был настолько богат оттенками, настолько музыкален, что произнесением одного только слова он мог вызвать у присутствующих слезы -- так по крайней мере говорили про него. Чтобы убедиться, какое значение имеет одно только звучание, повторяйте слово «хорошо» с выражением радости, восторга, восхищения, нерешительности, угрозы, гнева и т. д. Разумеется, можно менять высоту звука. Но следует менять и гармонию, ибо в ней и заключается сила эмоционального воздействия голоса.
Вы видели, что изменение звучности, темпов и высоты указывает логическую значимость слов - их относительную роль в элементах суждения. Здесь на помощь приходит и тембр, поскольку наиболее подчеркиваемые слова должны обладать большим резонансом. При произнесении же отдельных конкретных слов, содержащих призыв к чувствам и вообще имеющих эмоциональный характер, тембр играет весьма существенную роль. Произнесите две нижеуказанные фразы и обратите внимание на качество звучания. В первой фразе разница подчёркивается большим напряжением гортани, чем во второй:
Оно было твердо, как железо. Он было мягко, как шелк.
Во-первых, проверяйте тембр при употреблении конкретных обозначений, и вам станет ясно, что он меняется в соответствии с тем, идет ли речь о твердом или мягком, тяжелом или легком, неровном или гладком, об остром или тупом, сухом или мокром, медленном или скором, светлом или темном, о сладком или горьком, горячем или холодном, большом или маленьком, о тонком или толстом, нескладном или грациозном, о чистом или грязном, тугом или свободном, солидном или хрупком.
Во-вторых, произведите проверку на обозначениях на-строений - подавленного и приподнятого, радостного и грустного, веселого и меланхоличного, энергичного и ленивого, покорного и боевого, благодушного и раздраженного, шутливого и гневного, трагического и комического.
В-третьих, займитесь терминами для моральной и иной оценки: хорошее -- плохое, доброта -- жестокость, великодушие -- эгоизм, любовь -- ненависть, благородство •- низость, мудрость -- глупость, гордость - скромность, грубость -- мягкость, красота -- безрбразие.
Голос должен отражать чувства и ощущения, связанные со словами и с сопровождающим контекстом. Прочитайте следующие предложения, выделяя окраской звучания контрастирующий смысл слов, напечатанных курсивом:
С час они шли, энергично налегая на весла, а затем стали плавно скользить по течению.
В мирной тишине, царившей над сонными лугами, все еще раздавался резкий лязг стали.
Единый мир? Единый христианский мир? И это в то время, когда многие пребывают в сытом и бездумном благодушии, а другие лежат в агонии, умирая от холода и голода!
Дайте мне одного простодушного молодого рыцаря в сверкающих доспехах, и у вас будет целый грузовой вагон мелких жуликов-крючкотворов.
Наблюдение за качеством звучания публичной речи, как и обычного разговора, почти всегда ведется непроизвольно. Однако вопрос заслуживает некоторой экспериментальной проверки, поскольку новички, находясь перед аудиторией, решительно склонны «выключать» разнообразие звучания, обогащающее их речь в быту. С другой стороны, можно и перестараться, и тогда излишняя выразительность придаст звучанию речи искусственный характер. Окраска звука должна отражать подлинное чувство. Поэтические произведения с присущими им конкретностью и лиризмом - наилучший материал для упражнений. Отбирайте излюбленные поэтические отрывки и почаще читайте их вслух.