ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА

4.3. Тембр и его роль в передаче чувств

Тембр играет важную роль не только как общая окраска звука, но и как способность голоса варьировать в зависимо­сти от выражаемых мыслей и чувств. Как идеи обладают раз­личной силой воздействия, различной способностью вызы­вать те или иные чувства, так и самая гармония человече­ского голоса может порождать те же переживания. У проповедннка-ревивалиста XVIII столетия Джорджа Уайт-фильда голос был настолько богат оттенками, настолько му­зыкален, что произнесением одного только слова он мог вы­звать у присутствующих слезы -- так по крайней мере гово­рили про него. Чтобы убедиться, какое значение имеет одно только звучание, повторяйте слово «хорошо» с выражением радости, восторга, восхищения, нерешительности, угрозы, гнева и т. д. Разумеется, можно менять высоту звука. Но следует менять и гармонию, ибо в ней и заключается сила эмоционального воздействия голоса.

Вы видели, что изменение звучности, темпов и высоты указывает логическую значимость слов - их относительную роль в элементах суждения. Здесь на помощь приходит и тембр, поскольку наиболее подчеркиваемые слова должны обладать большим резонансом. При произнесении же отдель­ных конкретных слов, содержащих призыв к чувствам и вообще имеющих эмоциональный характер, тембр играет весь­ма существенную роль. Произнесите две нижеуказанные фразы и обратите внимание на качество звучания. В первой фразе разница подчёркивается большим напряжением горта­ни, чем во второй:

Оно было твердо, как железо. Он было мягко, как шелк.

Во-первых, проверяйте тембр при употреблении конк­ретных обозначений, и вам станет ясно, что он меняется в соответствии с тем, идет ли речь о твердом или мягком, тя­желом или легком, неровном или гладком, об остром или тупом, сухом или мокром, медленном или скором, светлом или темном, о сладком или горьком, горячем или холодном, большом или маленьком, о тонком или толстом, нескладном или грациозном, о чистом или грязном, тугом или свобод­ном, солидном или хрупком.

Во-вторых, произведите проверку на обозначениях на-строений - подавленного и приподнятого, радостного и гру­стного, веселого и меланхоличного, энергичного и ленивого, покорного и боевого, благодушного и раздраженного, шутли­вого и гневного, трагического и комического.

В-третьих, займитесь терминами для моральной и иной оценки: хорошее -- плохое, доброта -- жестокость, великоду­шие -- эгоизм, любовь -- ненависть, благородство •- низость, мудрость -- глупость, гордость - скромность, грубость -- мяг­кость, красота -- безрбразие.

Голос должен отражать чувства и ощущения, связанные со словами и с сопровождающим контекстом. Прочитайте сле­дующие предложения, выделяя окраской звучания контра­стирующий смысл слов, напечатанных курсивом:

С час они шли, энергично налегая на весла, а за­тем стали плавно скользить по течению.

В мирной тишине, царившей над сонными лугами, все еще раздавался резкий лязг стали.

Единый мир? Единый христианский мир? И это в то время, когда многие пребывают в сытом и бездумном благодушии, а другие лежат в агонии, умирая от хо­лода и голода!

Дайте мне одного простодушного молодого рыца­ря в сверкающих доспехах, и у вас будет целый грузо­вой вагон мелких жуликов-крючкотворов.

Наблюдение за качеством звучания публичной речи, как и обычного разговора, почти всегда ведется непроизвольно. Однако вопрос заслуживает некоторой экспериментальной проверки, поскольку новички, находясь перед аудиторией, решительно склонны «выключать» разнообразие звучания, обогащающее их речь в быту. С другой стороны, можно и перестараться, и тогда излишняя выразительность придаст звучанию речи искусственный характер. Окраска звука дол­жна отражать подлинное чувство. Поэтические произведе­ния с присущими им конкретностью и лиризмом - наилуч­ший материал для упражнений. Отбирайте излюбленные по­этические отрывки и почаще читайте их вслух.