ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


Глава IX ПРОИЗНОШЕНИЕ И АРТИКУЛЯЦИЯ

Хорас Портер, бывший посол США во Франции, сказал о жителях Новой Англии:

Постоянно стремясь к новым добродетелям, они все же крепко держатся за свои пороки.

То же можно сказать и о большинстве учащихся, начина­ющих работу над улучшением своих голосовых средств. Ве­роятнее всего, самый упорный труд будет затрачен не столь­ко на овладение правильным произношением, сколько на преодоление недостатков речи, приобретенных в результате многолетней дурной артикуляции. Аритикуляция заключает­ся в членораздельном произношении. Все органы речи, не­посредственно или посредственно, являются артикулятора-ыи, но в образовании отдельных звуков главную роль играют язык, зубы, десны, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, твер­дое нёбо.

Из всех этих органов язык наиболее гибкий и активный. Он может быть приподнят, опущен, выдвинут вперед, ото­двинут назад, выгнут вперед или назад; кончик его может быть сужен или расширен, и, наконец, ему можно придать форму желобка. Обратите внимание на результаты, когда вы упретесь кончиком или лопаткой языка (участок, находя­щийся за его кончиком) в передние зубы или в верхнее нёбо и выгнете язык у основания по направлению к мягкому нёбу. Язык вместе с движением нижней челюсти вверх и вниз и соответствующим округлением и растягиванием губ образу­ет гласные звуки. Закрывая и суживая отверстие рта по-раз­ному -- в области мягкого нёба, твердого нёба, верхних зубов и т. д.,- язык участвует в произнесении большинства соглас­ных. Но в произнесении «б» и «п» участвуют губы, в произ­несении «ф» и «в» -- нижняя губа и верхние передние зубы, в произнесении «т» - губы и мягкое нёбо, то есть участок за твердым нёбом. Мягкое нёбо приподнимается и опускается и таким образом открывает и закрывает вход в полость носа.

1. ПРОИЗНОШЕНИЕ

Неправильное произнесение звуков и неправильное про­изношение дают одни и те же результаты. В неправильно произносимом слове звуки пропадают, видоизменяются или же появляются новые звуки. То же самое происходит и при дурном произношении. Впрочем, произношение касается требований правильной речи и вопроса о местных наречиях. Артикуляция связана с требованиями членораздельного, от­четливого произнесения. У нас неправильное произношение, когда мы не знаем, как следует произносить правильно те или иные слова; у нас неправильная артикуляция, когда мы знаем, как их следует произносить, и тем не менее выгова­риваем их неправильно. От дурного произношения можно избавиться, систематически и тщательно изучая словари и внимательно прислушиваясь к речи окружающих, в особен­ности образованных людей. С плохим произнесением следу­ет бороться, критически прислушиваясь к своей речи и упор­но упражняясь в достижении четкости и членораздельности.

Произношение становится камнем преткновения для ора­торов вследствие влияния местных наречий, вносящих изме­нения в общественный язык, и обманчивости английского правописания. Если вы уроженец Бостона, Нового Орлеана, Чарльстона или Атланты, нечего надеяться, что вы можете изменить произношение в соответствии с требованиями аудитории, состоящей из жителей Чикаго. Хотя значитель­ное большинство населения Соединенных Штатов говорит в основном на едином диалекте, известном под названием об­щеамериканского, единого правильного произношения не су­ществует. Гораздо более серьезен вопрос о вульгаризмах, встречающихся повсеместно в речи малокультурных людей.

2.  АРТИКУЛЯЦИЯ

...Наиболее тяжкий порок --неправильное произнесение. Оратор знает, как следует произносить, но по укоренившей­ся неряшливости и беспечности не стремится к четкой, чле­нораздельной речи...
Обычно в публичных речах слова выговариваются более четко, чем в частной беседе. Но и требования, предъявляе­мые к выступающему публично оратору-, значительно выше.

РЕЗЮМЕ

Голосовой механизм -- сложная система, состоящая глав­ным образом из аппарата дыхания, вибраторов, резонаторов и артикуляторов. Эти органы благодаря непроизвольной в основном координации, о которой мы не можем и не должны думать во время выступления перед аудиторией, оказывают влияние на пять главных элементов голоса: звучность, темп, высоту, тембр и артикуляцию.

Причины дефектов в одном и более элементах следует искать в чисто личных недостатках оратора (вялость, ро­бость, самомнение и т. д.), в неправильных установках в самом процессе произнесения речи (безразличие, застенчи­вость, поспешность, недостаточное изучение вопроса) или в дурных привычках. Эти причины переплетаются, и хорошая речь невозможна до тех пор, пока вы не прониклись интере­сом к ней. Помните, что преподаватель может быть полезен вам, если вы сами серьезно стремитесь пойти навстречу ока­зываемой поддержке. Но если у вас имеются особые дефек­ты органического или функционального порядка, например, заикание, косноязычие, «волчья пасть», повреждение голосо­вых связок, вы должны посоветоваться с врачом или специ­алистом по вопросам патологии речи, если уже ранее с ними не консультировались.