ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2.1. Вступительные замечания

Ваши вступительные замечания могут предопределить, будет ли вас слушать аудитория и как она к вам отнесется. Часто первые впечатления ошибочны, но им нельзя отказать в весьма важном значении. Если аудитория питает к вам антипатию, она не будет склонна воспринимать то, что вы говорите; она даже не будет слушать. Что может расположить ее к вам? Главным образом четыре ваших качества -• уверенность в себе, деловитость и дружеское отношение к слушателям, скромность и подъем. Слушатели сразу настра­иваются против вас, если вы держитесь отчужденно, безраз­лично, вяло, беспомощно. Равным образом они утратят ува­жение к вам, если вы заранее примете извиняющийся тон. По словам юмориста Джорджа Эди:

Это уж последнее дело -- объявлять во всеуслыша­ние о своей несостоятельности. Беда в том, что, чего доброго, это удастся и доказать.

Вступительные замечания делаются в одной из следую­щих форм.

а) Юмористическое замечание

Тема -- «Во что обходится неточность». Вступительные слова оратора были:

Однажды Дизраэли попросили объяснить разницу между несчастным случаем и бедствием. Осторожный в суждениях, Дизраэли сказал: «Сходство здесь есть. Но это не одно и то же. Например, если бы Гладстон рис­ковал свалиться в Темзу, был бы несчастный случай. Но если бы кто-нибудь подоспел к нему на выручку, это было бы уже бедствием.

Таким юмористическим примером, имеющим отношение к теме, оратор дал докладу весьма неплохое начало и, кроме того, создал опору для основного положения:

Неточность часто приводит не только к несчастному случаю, но даже к общественному бедствию.

Юмор, пожалуй, наилучший способ настроить аудиторию на нужный лад. (См. о юморе в главе VI, стр. 118.) Юмори­стические вводные замечания могут коснуться целей докла­да, самого оратора, обстановки выступления, председатель­ствующего, аудитории и любого предмета, имеющего отно­шение к речи. Они должны быть ценны сами по себе, а повод к шутке не имеет значения: нужна только внешняя связь.

Обратите внимание, как во вступительной части речи Адлая Стивенсона, произнесенной во время избирательной кампании в Висконсинском университете, юмор сочетается с дружеским расположением и тонкой лестью оратора.

После того как Висконсин разделался с Иллинойсом в прошлую субботу на футбольном поле, мне думается, вы собрались здесь не столько из любопытства к канди­дату на пост президента, сколько ради того, чтобы вы­разить соболезнование огорченному губернатору Илли­нойса...

Я редко упускаю случай понаведаться в универси­тет. Кажется, мне 'наконец удалось открыть причины столь необычного тяготения. Недавно я случайно под­слушал разговор своих сотрудников об «яйцеголовых». Они цитировали некоторых фельетонистов, утверждав­ших, что только «яйцеголовые» в состоянии понимать мои речи.

Несколько минут я слушал эту беседу с чувством затаенной обиды. Но потом не выдержал и, набравшись мужества, попросил объяснить, что означает это слово. Оказывается, так окрестили лиц, которые когда-то учи­лись в колледже. По крайней мере сегодня я в большой компании.

Меня пробирает дрожь, когда я вспоминаю, что в июне исполнилось тридцать лет, как я окончил кол­ледж. Какими почтенными и дряхлыми казались мне тогда собравшиеся на тридцатилетнем юбилее оконча­ния бывшие студенты-однокурсники. Если в ваших гла­зах я выгляжу так же, как они выглядели тогда в моих, я на вашем месте не стал бы голосовать за меня. Но, сказав это, я нахожу утешение в мысли, что у вас нет более молодого кандидата

Обратите внимание, как в следующем примере шутливая ссылка приводит оратора к изложению поставленной им цели:
 
Однажды Авраама Линкольна, который на своих журавлиных ногах высился на шесть футов три дюйма,
спросили, какой длины, по его мнению, должны быть у человека ноги. Линкольн ответил, что, по его разуме­нию, ноги должны быть настолько длинны, чтобы до­ставать ими до полу. Когда я спросил вашего председа­теля, каким временем я располагаю для речи, он дал аналогичный ответ: «Ровно таким, какое окажется не­обходимым». Что ж, уверяю вас, она будет не такой длинной, как ноги Линкольна, но длинной настолько, чтобы я мог заручиться одной вашей идеей. Это идея заключается...

Хотя оратор не должен прибегать к извинениям, шутки ради возможны некоторые самоуничижительные замечания. Следующее вступление было бы уместно, если бы тема и обстановка не были очень серьезны.

Когда меня приглашали выступить с речью, то спро­сили, выступал ли я публично прежде. Я должен был признаться, что выступал перед публикой, но она рас­ходилась раньше, чем я открывал рот.

Начиная актовую речь, заслуженный профессор и лектор Уильям Лайон Фелпс сказал:

Я с удовольствием узнал, что моя речь приходится как раз между моими любимыми операми -- оперой Миньон и оперой Лоэнгрин, которая не замедлит рас­сеять ваши впечатления.

б) Замечания о значении темы для слушателя и оратора

Можно всегда вызвать внимание слушателей, если пока­зать, в какой степени их касается избранная вами тема. Со­чувственный интерес, естественно, пробуждается, когда речь идет об общих с оратором взглядах, увлечениях и усло­виях.

Этим способом сближения с аудиторией можно восполь­зоваться наравне с шуткой и любезным замечанием, как это видно по выдержке из речи Стивенсона.
Но это ничего обще­го не имеет с избитыми льстивыми приемами, которые никак нельзя рекомендовать. Избегайте затасканных фраз, вроде:

На мою долю выпала исключительно высокая честь получить приглашение выступить сегодня перед вами...

Если вы хорошо знаете слушателей или часто перед ними выступали, нет необходимости указывать на свою близость с ними. Но при выступлении в качестве приглашенного гостя было бы невежливо не сделать по крайней мере такого заме­чания:

(Перед аудиторией в клубе любителей книги)

Кто любит книгу, всегда чувствует себя в обществе книголюбов как дома. Таким образом, позвольте счи­тать, что мы уже знакомы.

(Перед аудиторией жителей города, в который оратор прибыл в качестве гостя)

Хотя я прибыл в ваш город только сегодня утром, вы уже дали почувствовать ваше дружеское расположе­ние ко мне. Скоро я уеду домой и расскажу обо всем, что надо перенять у вас: о планировке города, о ваших парках, о вашей больнице. Проходя по оживленным улицам, я так был увлечен созерцанием ваших высот­ных зданий, что едва избежал вынужденного визита в новую больницу.

Может случиться, что, представляя вас аудитории, пред­седатель скажет при этом много лестного и, как вам пока­жется, обязывающего к той или иной реплике во вступлении к речи. Но в ней нет особой нужды, хотя иногда краткое скромное замечание может оказаться весьма уместным. Не лишним будет напомнить о замечании достопочтенного Гар­ри Эмерсона Фосдика по поводу лестной оценки его заслуг, данной одним оратором во вступительном слове. Д-р Фосдик просто сказал: «Фимиам лести безвреден, если его не вды­хать».

в) Вопрос или сообщение, захватывающее внимание

Разве слушателя не заинтересует следующее заявление в начале речи:
 
В полночь на четверг, 14 августа 1947 г., одна пятая населения нашей планеты получила политическую сво­боду.

Это было вступление к докладу об Индии. Такое начало всегда должно относиться к существу темы. Здесь имеются две положительные стороны: оно настораживает внимание и вызывает интерес к предмету сообщения.

Вопрос или группа вопросов особенно целесообразны, так как вызывают желание слушателей ответить на них. Если они не могут ответить, то ждут ответа докладчика. Как правило, вопрос должен вводить в существо темы. Напри­мер:
 
Повторяется ли история? Историки с обычной мно­гозначительностью дают загадочный ответ. Они гово­рят: «И да и нет».

Часто оказывается эффективной целая «очередь» вопро­сов.
 
Повторяется ли история? Не упорствуем ли мы в одних и тех же заблуждениях? Учит ли нас прошлое? Историки говорят: «И да и нет». Ключ к ответу нахо­дится в самом определении, что такое история. Карл Беккер, известный историк, сказал, что история ~ толь­ко «память о словах или делах». Корень вопроса в том: «А действительно помним ли мы прошлое?»

Такие вызывающие вступительные замечания встречают­ся в виде случайной ссылки, необычного суждения или поло­жения; они могут быть выражены в форме конкретного фак­та или статистического обобщения и т. д. Ссылки на необык­новенные, парадоксальные, вызывающие тревогу явления производят наибольшее впечатление:

Когда мы смотрим кинокартину, фактически мы ви­дим только в течение двух третей времени.

г) Цитата

«Я часто цитирую самого себя,-- сказал Джордж Бернард Шоу.--Это придает беседе пикантность». Обладая большей
скромностью или меньшим остроумием, чем Шоу, большин­ство ораторов цитируют других.

Вводная цитата должна поражать содержанием, если не приковывать внимание громким именем автора. Она должна быть краткой и возбуждать интерес слушателей к вашему тематическому заданию. Она может быть подтверждением принципов, являющихся опорой содержания речи; может дать надлежащий тон или заключать в себе изложение по­ставленной оратором цели. Например:
 
Томас А. Эдисон однажды сказал: «Когда все пред­ставляется в мрачном свете, вспомните Иону во чреве китовом -- он выбрался цел и невредим». Этот совет мудреца прекрасно выражает то, о чем я собираюсь по­говорить с вами сегодня.

Известные литературные произведения, например творе­ние Шекспира,- неисчерпаемый источник полезных выдер­жек. «Сборник употребительных цитат» Бартлетта и анало­гичные справочники помогут вам подобрать подходящую ци­тату. В этом отношении библия также является богатым источником. Но не очень надейтесь, что избитые цитаты, как «Смерть -- расплата за грехи» или «Дешевле предупредить болезнь, чем лечить ее», могут остановить внимание слуша­теля.

д) Подходящий пример

Вступительные стадии, обсуждавшиеся выше, показыва­ют ценность конкретного примера, когда нужно пробудить внимание и вызвать интерес. Коротенькие примеры предпоч­тительней анекдотов, особенно в небольших речах. Но если время позволяет, не следует пренебрегать интересной исто­рией, иллюстрирующей стоящую перед вами задачу. Только постарайтесь, чтоб она была возможно проще изложена, со­здавала напряженное ожидание с последующей разрядкой и имела то или иное отношение к теме.

Один психолог начал доклад так:
 
Когда прошлым летом я отдыхал в деревеньке Новой Англии, мне предложили побывать в заброшенном
доме, в котором, как утверждали, жили привидения. Видимо, по той причине, что я скептик, духи не поже­лали мне показаться. Мое любопытство было задето. При случае я пытался обнаружить, не живут ли приви­дения в головах деревенских жителей. И что же, при­видения появлялись именно там! Настолько мне уда­лось это обнаружить, каждый обитатель деревеньки -• молодой и старый ~ или был убежден, или допускал, что в доме жили привидения.

Я был настолько поражен, что решил изучить вопрос о поверьях у цивилизованных людей середины XX века. Мне удалось прийти к интересным выводам и о привидениях, и о людях, верящих в них. С вашего любезного разрешения, я приведу некоторые факты. Попутно расскажу немного больше о доме в Новой Анг­лии, населенном привидениями.

Рассказав слушателям, как возник самый вопрос, оратор умело объединил несколько вступительных стадий: он про­будил интерес, изложил свою тему и пояснил ее, положив в основу связанное с ней сообщение о случае из прошлого.