ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2.3. Пояснение

Пояснение необходимо, если при изложении вашего на­мерения некоторые термины не будут достаточно ясны. До­клад о прицельном бомбометании, о терапии и так далее вы­зывает необходимость предварительно пояснить терминоло­гию, иначе в аудитории любопытство сменится скукой. Нуждаются в определениях не только необычные слова и вы­ражения. Иногда в речи общепринятым выражениям прида­ется необычный смысл*. Но доклад о выращивании кофей­ных бобов не потребует определения, что такое выращива­ние кофейных бобов, ибо весь доклад состоит из объяснений по данному вопросу.

Темы о народах, местностях, организациях нуждаются в предварительных пояснениях. Доклад о том, как моряки США во вторую мировую войну брали Сайпан, потребует одной-двух фраз, чтоб напомнить аудитории, где находится Сайпан, какова его величина, к какому роду островов он от­носится.

Определения не должны быть тяжеловесными или искус­ственными. Они должны быть более конкретными, чем опре­деляемые термины, и стимулировать работу воображения. Роберт М. Хетчинс, бывший ректор Чикагского университе­та, начал речь «Что такое университет» словами:

Университет - это община ученых. Это не детский сад, не клуб, не реформаторий, это не политическая партия и не агентство по пропаганде. Университет -община ученых.

Интересно отметить, что Хетчинс дает определение, ука­зывая не только на что похож университет, но и на что он не похож. Это наиболее целесообразный способ, потому что он включает контраст. Стоит отметить, что здесь нашел ме­сто прием повторений.

Слушатели часто хотят знать, почему оратор избрал дан­ную тему и как он получил сведения, которыми он делится с ними. Им также хочется установить связь между темой и родственными интересными вопросами. Удовлетворив эти желания, оратор сделает речь более содержательной. Как видно из примера о привидениях, попутные сведения можно давать в сочетании с определениями и другими вводными данными.

Свой доклад о работе аппарата, фиксирующего ложь, ора­тор-студент начал с рассказа, как Леонард Килер, будучи студентом Стэнфордского университета, в 1925 г. сконстру­ировал прибор, названный им «полиграфом Килера». Затем он установил пределы темы, показав, как Килер наконец усо­вершенствовал прибор, записывающий изменения в кровя­ном давлении, дыхании и т. д.