ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
3. ПЛАН ГЛАВНОЙ ЧАСТИ
Каждая речь, как и каждый человек, по словам Эмерсона,-- единственная в своем роде и неповторимая. У нее свое лицо с выражением воодушевляющей ее цели, лицо, отражающее дух обстановки. Если это не так, лучше ей остаться в глубинах сознания автора, пока она не появится на свет в надлежащем виде. Поэтому следующие рекомендации по поводу плана имеют только условный характер. Они перечислены здесь лишь потому, что, как кажется автору, лучше всего отражают характер большинства информационных речей. Воспользуйтесь той или иной из них, если она более всего отвечает вашим намерениям. Но, во всяком случае, старайтесь наметить какую-либо схему, которую вы в состоянии защитить как наиболее отвечающую вашим требованиям.
3.1. Хронологический порядок
В большинстве повествовательных и биографических сообщений материал расположен в хронологическом порядке. При объяснении процессов придерживаются той же последовательности, например, доклад о бумажной фабрике последовательно изображает, что происходит с момента поступления на фабрику древесины до самого выхода законченного продукта -- бумаги.
Разбивка на разделы по признаку времени должна быть логичной. Ее следует приурочить к существу темы и интересам аудитории. Допустим, вам нужно приготовить биографический доклад о покойном Уэнделе Уилки. Вы можете раз бить материал по трем рубрикам:
а) ранние годы, б) годы зрелости, в) последние годы.
Но такая разбивка носит неопределенный, неясный характер.
Нижеследующее в большей степени отражает специфику предмета и более конкретно: а) годы формирования, б) адвокатская и служебная карьера, в) политическая карьера.
Если бы вы знали, что ваши слушатели заинтересованы главным образом жизнью Уилки-политика, вы могли бы соответствующим образом ограничить свой замысел и развивать тему в следующем хронологическом порядке: а) Уилки -- молодой специалист, б) Уилки - сторонник монополии, в) Уилки -- новообращенный либерал.
3.2. Порядок по пространственным признакам
Большинство описательных тем, как и многие другие, лучше всего развивать, руководствуясь признаками расположения и соотношения в пространстве. Такой вид проработки подвержен опасности оказаться скучным, если что-нибудь в этом плане не вызовет напряженного интереса, ожидания и не приведет к развязке. Доклад о постановке образования в Соединенных Штатах, состоящий из четырех частей: а) образование на Востоке, б) образование на Севере, в) образование на Западе, г) образование на Юге,- вероятно, был бы очень скучен. В нем оказались бы неизбежные повторения и
отсутствовало бы движение. Он был бы статичен. А с другой стороны, описание одной неудачливой экспедиции на гору Эверест, в котором материал располагался по пространственным признакам, было насыщено драматической напряженностью. Докладчик показал, как по мере подъема из-за усиливающегося холода, разреженной атмосферы, усложнений пути непрерывно возрастали трудности, пока, наконец, недалеко от вершины уцелевшие участники группы не были вынуждены повернуть обратно.
В данном случае, как и в многих других, целесообразно были совмещены элементы времени и пространства. Материал, по своему характеру не укладывающийся в рамки пространства, становится более наглядным при применении аналогии с предметами или действиями пространственного порядка. Это оказалось уместным в речи, в которой объяснение деятельности конгресса было представлено как описание дня, проведенного в конгрессе. Слушатели вместе с докладчиком мысленно обошли, как экскурсанты, помещения различных комиссий и служб и посетили зал заседаний.
В данном случае, как и в многих других, целесообразно были совмещены элементы времени и пространства. Материал, по своему характеру не укладывающийся в рамки пространства, становится более наглядным при применении аналогии с предметами или действиями пространственного порядка. Это оказалось уместным в речи, в которой объяснение деятельности Конгресса было представлено как описание дня, проведенного в конгрессе. Слушатели вместе с докладчиком мысленно обошли, как экскурсанты, помещения различных комиссий и служб и посетили зал заседаний.
3.3. Разработка при помощи определений
Такой вид развития речи наиболее отвечает своему назначению, если ваше намерение сводится только к тому, чтобы дать ясное представление о сущности и значении явления. Джемс Треслоу Адаме написал целую книгу в виде определительного ответа на вопрос «Что такое американец?»*
3.4. Развитие от частей к целому
Этот прием схож с развитием при помощи определений, так как сказать, из чего состоит вещь, значит проделать окольный путь к конечному ее определению. Во многих описаниях и объяснениях прибегают к этому пути развития речи. Например:
Программа строительства в долине Теннесси состоит из четырех главных частей:
I. Генерация электроэнергии.
II. Борьба с паводками.
III. Консервация почвы.
IV. Краевое планирование.
Частями целого могут быть виды деятельности, как в приведенном выше примере, а также части в физическом смысле слова, цели, процессы, периоды времени.
3.5. Разработка применительно к тем или иным особенностям
Многие речи объяснительного характера, а также агитационные имеют дело со свойствами вещей и явлений физического мира, людей, учреждений. Красота и безобразие, сложность и простота, старина и новизна, продуктивность и беспомощность, хорошее и плохое, справедливое и несправедливое, дорогое и дешевое -- все это моменты, которые определяют целесообразное построение такого плана. Например:
Хорошая собака, которая ходит по дичи, обладает следующими качествами:
I. Она любит охоту.
II. Она умеет делать стойку, спугивать, находить и подавать дичь.
III. Она быстра, вынослива и послушна.
3.6. Разработка на основе уподоблений и противопоставлений
Часто речь планируется как уподобление и противопоставление двух предметов, например амплитудной и частотной модуляцнй. Каждое сравниваемое явление подвергается обсуждению в особом разделе или же различные пункты сравнения двух явлений размещаются в разделах, последовательно идущих один за другим. Второй из указанных приемов нашел применение в характеристике спорта в английских колледжах, главные пункты которой заключались в следующем:
I. В то время как спортивне игры в американских колледжах проводятся специальными инструкторами, в английских колледжах -- это дело самих студентов.
II. В то время как на спортивных играх в американских колледжах присутствие зрителей -- необходимое условие, в английских колледжах спорт не зрелище.
III. В то время как в американских колледжах спорт --занятие, в английских колледжах спорт - игра.
3.7. Разработка по признаку причинной зависимости
Умозаключения о причинной зависимости более всего необходимы в агитационных речах, но и во многих речах информационного характера тоже можно встретиться с во'про-сами о причинах и следствиях, и оратору приходится их описывать, объяснять, перечислять. Например, он ставит себе цель объяснить вредные для здоровья результаты перегрева на солнце и каждому из них посвятить особый раздел. Или он сначала описывает следствие и затем указывает причину или ряд причин, как видно из приводимого ниже примера.
Введение
В июле 1944 г., после того как возникли опасения, что войска союзников могут быть отрезаны на Нормандском полуострове, американская Третья армия под начальством генерала Джорджа С. Паттона сокрушила оборону врага, стремительно продвинулась на юг, изолировав Бретань, и затем с быстротой, поразившей и немцев и союзный генеральный штаб, устремилась прямо на Париж, вызвав провал операций неприятеля в Южной и Центральной Франции и тем самым закончив битву за Францию. Не довольствуясь этим и опрокидывая расчеты во времени генерального штаба, Паттон направил ударные танковые колонны к самому Рейну и впервые привел потрясенную Германию к сознанию неизбежности поражения.
Как же это произошло? Конечно, многие командующие и армии приняли участие в успешной операции. Но каковы были причины персонального порядка, коренящиеся в личных качествах Паттона, причины, кроющиеся за той или иной победой танковых войск, причины, создавшие «Железному бойцу» репутацию самого блестящего генерала танковых войск второй мировой войны?
(Конкретная цель.) К каким бы выводам ни пришли историки будущего, бесспорно, следующие причины определили успех Паттона:
I. Уже в первую мировую войну он был специалистом по танкам.
II. Он ввел железную дисциплину.
III. У него был редкий дар, роднивший его с Наполеоном и Ли,- он внушал своим подчиненным абсолютное доверие и чувство преданности.
IV. Ему «нравилось» быть в центре сражения -- это был настоящий боевой генерал, который обычно находился в передовых колоннах.
V. Как и генерал Конфедерации Натан Рэдфорд Фор-рест, он обладал способностью «поспевать всюду первым и с наибольшей пользой».