ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


3. ПЛАН ГЛАВНОЙ ЧАСТИ

Каждая речь, как и каждый человек, по словам Эмерсо­на,-- единственная в своем роде и неповторимая. У нее свое лицо с выражением воодушевляющей ее цели, лицо, отража­ющее дух обстановки. Если это не так, лучше ей остаться в глубинах сознания автора, пока она не появится на свет в надлежащем виде. Поэтому следующие рекомендации по по­воду плана имеют только условный характер. Они перечис­лены здесь лишь потому, что, как кажется автору, лучше всего отражают характер большинства информационных ре­чей. Воспользуйтесь той или иной из них, если она более всего отвечает вашим намерениям. Но, во всяком случае, старайтесь наметить какую-либо схему, которую вы в состоя­нии защитить как наиболее отвечающую вашим требованиям.

3.1.  Хронологический порядок

В большинстве повествовательных и биографических со­общений материал расположен в хронологическом порядке. При объяснении процессов придерживаются той же последо­вательности, например, доклад о бумажной фабрике после­довательно изображает, что происходит с момента поступле­ния на фабрику древесины до самого выхода законченного продукта -- бумаги.

Разбивка на разделы по признаку времени должна быть логичной. Ее следует приурочить к существу темы и интере­сам аудитории. Допустим, вам нужно приготовить биографи­ческий доклад о покойном Уэнделе Уилки. Вы можете раз бить материал по трем рубрикам:

а) ранние годы, б) годы зрелости, в) последние годы.

Но такая разбивка носит неопределенный, неясный ха­рактер.

Нижеследующее в большей степени отражает специфику предмета и более конкретно: а) годы формирования, б) ад­вокатская и служебная карьера, в) политическая карьера.

Если бы вы знали, что ваши слушатели заинтересованы главным образом жизнью Уилки-политика, вы могли бы со­ответствующим образом ограничить свой замысел и разви­вать тему в следующем хронологическом порядке: а) Уил­ки -- молодой специалист, б) Уилки - сторонник монополии, в) Уилки -- новообращенный либерал.

3.2.  Порядок по пространственным признакам

Большинство описательных тем, как и многие другие, лучше всего развивать, руководствуясь признаками располо­жения и соотношения в пространстве. Такой вид проработки подвержен опасности оказаться скучным, если что-нибудь в этом плане не вызовет напряженного интереса, ожидания и не приведет к развязке. Доклад о постановке образования в Соединенных Штатах, состоящий из четырех частей: а) об­разование на Востоке, б) образование на Севере, в) образо­вание на Западе, г) образование на Юге,- вероятно, был бы очень скучен. В нем оказались бы неизбежные повторения и
отсутствовало бы движение. Он был бы статичен. А с другой стороны, описание одной неудачливой экспедиции на гору Эверест, в котором материал располагался по пространст­венным признакам, было насыщено драматической напря­женностью. Докладчик показал, как по мере подъема из-за усиливающегося холода, разреженной атмосферы, усложне­ний пути непрерывно возрастали трудности, пока, наконец, недалеко от вершины уцелевшие участники группы не были вынуждены повернуть обратно.

В данном случае, как и в многих других, целесообразно были совмещены элементы времени и пространства. Матери­ал, по своему характеру не укладывающийся в рамки про­странства, становится более наглядным при применении аналогии с предметами или действиями пространственного порядка. Это оказалось уместным в речи, в которой объясне­ние деятельности конгресса было представлено как описа­ние дня, проведенного в конгрессе. Слушатели вместе с до­кладчиком мысленно обошли, как экскурсанты, помещения различных комиссий и служб и посетили зал заседаний.

В данном случае, как и в многих других, целесообразно были совмещены элементы времени и пространства. Матери­ал, по своему характеру не укладывающийся в рамки про­странства, становится более наглядным при применении аналогии с предметами или действиями пространственного порядка. Это оказалось уместным в речи, в которой объясне­ние деятельности Конгресса было представлено как описа­ние дня, проведенного в конгрессе. Слушатели вместе с до­кладчиком мысленно обошли, как экскурсанты, помещения различных комиссий и служб и посетили зал заседаний.

3.3.  Разработка при помощи определений

Такой вид развития речи наиболее отвечает своему на­значению, если ваше намерение сводится только к тому, что­бы дать ясное представление о сущности и значении явле­ния. Джемс Треслоу Адаме написал целую книгу в виде оп­ределительного ответа на вопрос «Что такое американец?»*

3.4.   Развитие от частей к целому

Этот прием схож с развитием при помощи определений, так как сказать, из чего состоит вещь, значит проделать окольный путь к конечному ее определению. Во многих опи­саниях и объяснениях прибегают к этому пути развития речи. Например:

Программа строительства в долине Теннесси состо­ит из четырех главных частей:
I.   Генерация электроэнергии.
II.   Борьба с паводками.
III.   Консервация почвы.
IV.   Краевое планирование.

Частями целого могут быть виды деятельности, как в при­веденном выше примере, а также части в физическом смыс­ле слова, цели, процессы, периоды времени.

3.5.  Разработка применительно к тем или иным особенностям

Многие речи объяснительного характера, а также агитаци­онные имеют дело со свойствами вещей и явлений физическо­го мира, людей, учреждений. Красота и безобразие, сложность и простота, старина и новизна, продуктивность и беспомощ­ность, хорошее и плохое, справедливое и несправедливое, до­рогое и дешевое -- все это моменты, которые определяют целе­сообразное построение такого плана. Например:

Хорошая собака, которая ходит по дичи, обладает следующими качествами:
I.   Она любит охоту.
II.   Она умеет делать стойку, спугивать, находить и подавать дичь.
III.   Она быстра, вынослива и послушна.

3.6.  Разработка на основе уподоблений и противопоставлений

Часто речь планируется как уподобление и противопостав­ление двух предметов, например амплитудной и частотной модуляцнй. Каждое сравниваемое явление подвергается обсужде­нию в особом разделе или же различные пункты сравнения двух явлений размещаются в разделах, последовательно иду­щих один за другим. Второй из указанных приемов нашел при­менение в характеристике спорта в английских колледжах, главные пункты которой заключались в следующем:

I. В то время как спортивне игры в американских кол­леджах проводятся специальными инструкторами, в английских колледжах -- это дело самих студентов.
II. В то время как на спортивных играх в американ­ских колледжах присутствие зрителей -- необходи­мое условие, в английских колледжах спорт не зре­лище.
III. В то время как в американских колледжах спорт --занятие, в английских колледжах спорт - игра.

3.7.  Разработка по признаку причинной зависимости

Умозаключения о причинной зависимости более всего не­обходимы в агитационных речах, но и во многих речах ин­формационного характера тоже можно встретиться с во'про-сами о причинах и следствиях, и оратору приходится их опи­сывать, объяснять, перечислять. Например, он ставит себе цель объяснить вредные для здоровья результаты перегрева на солнце и каждому из них посвятить особый раздел. Или он сначала описывает следствие и затем указывает причину или ряд причин, как видно из приводимого ниже примера.

Введение

В июле 1944 г., после того как возникли опасения, что вой­ска союзников могут быть отрезаны на Нормандском полуост­рове, американская Третья армия под начальством генерала Джорджа С. Паттона сокрушила оборону врага, стремительно продвинулась на юг, изолировав Бретань, и затем с быстротой, поразившей и немцев и союзный генеральный штаб, устреми­лась прямо на Париж, вызвав провал операций неприятеля в Южной и Центральной Франции и тем самым закончив битву за Францию. Не довольствуясь этим и опрокидывая расчеты во времени генерального штаба, Паттон направил ударные танко­вые колонны к самому Рейну и впервые привел потрясенную Германию к сознанию неизбежности поражения.

Как же это произошло? Конечно, многие командующие и армии приняли участие в успешной операции. Но каковы были причины персонального порядка, коренящиеся в лич­ных качествах Паттона, причины, кроющиеся за той или иной победой танковых войск, причины, создавшие «Желез­ному бойцу» репутацию самого блестящего генерала танко­вых войск второй мировой войны?

(Конкретная цель.) К каким бы выводам ни пришли исто­рики будущего, бесспорно, следующие причины определили успех Паттона:

I.   Уже в первую мировую войну он был специалистом по танкам.
II.  Он ввел железную дисциплину.
III.  У него был редкий дар, роднивший его с Наполео­ном и Ли,- он внушал своим подчиненным абсолют­ное доверие и чувство преданности.
IV.  Ему «нравилось» быть в центре сражения -- это был настоящий боевой генерал, который обычно на­ходился в передовых колоннах.
V.  Как и генерал Конфедерации Натан Рэдфорд Фор-рест, он обладал способностью «поспевать всюду первым и с наибольшей пользой».