ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


4. ПЛАН ЗАКЛЮЧЕНИЯ

«Речь надо решительно начать и решительно закончить». Поэтому заключение следует так же тщательно планировать, как и другие разделы речи. Какие цели преследует заключение информационного выступления? Оно должно подытожить речь или еще раз внести в нее пояснения; расширить интерес слу­шателя, подкрепить смысл и значение сказанного, создать со­ответствующее настроение в конце речи.

Каким образом можно достичь этого? Любой из методов,
применяемых на протяжении речи, может быть применен и в заключении. Особенно рекомендуются: 1) повторение, 2) иллюстрация, 3) обязывающее или впечатляющее ут­верждение и 4) юмористическое замечание. Перечислен­ные приемы несколько совпадают, но заслуживают отдельно­го рассмотрения.

4.1.  Повторение

Кто из нас без помощи резюме взялся бы воспроизвести хотя бы главные пункты только что прослушанной речи? Как слушатели, мы большей частью ленивы. У нас короткая па­мять. Могут оказать влияние и разные отвлекающие внима­ние помехи. В конце концов, кто, как не сам оратор, сможет кратко и выразительно подвести итоги? Мы всегда благодар­ны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Подытоживающее повторение может быть или точным воспроизведением формулировки поставленной оратором цели и главных разделов речи или видоизмененным. Когда в содержание речи входят вопросы технологии, формулы или сложные планы, ваше заключение будет состоять из подроб­ного повторения с применением терминов, по крайней мере схожих с терминами главной части речи. Повторяемые пун­кты могут быть перечислены:

Во-первых... во-вторых... в-третьих...

Но в данном случае ясность приобретается ценой утраты интересного характера речи.

Джэффри Фрэнсис Фишер, архиепископ Кентерберий-ский, в главной части своей речи говорил о двух чертах по­длинного братства и резюмировал:

Только тогда можно говорить о братстве людей, когда каждый подчиняется общему закону, созданному не им, но беспрекословно им принятому. Только тогда можно го­ворить о братстве людей, когда взоры всех обращены к общему отцу, которого создали не они, а который создал их и сказал: «Вот путь. Следуейте по нему».

К такому заключению мы всегда должны стремиться. Оно просто; оно поясняет главные идеи; оно повторяет их, но  «по-особенному», что углубляет их смысл и повышает инте­рес слушателя.

4.2.  Иллюстрация

Сможете ли вы сущность сказанного вами уложить в сравнение, аллегорию, небольшой анекдот, притчу? Если сможете и сделаете это хорошо, то, покидая трибуну, не со­мневайтесь, что вы доставили аудитории удовольствие. В следующем примере показано, как яркая иллюстрация мо­жет послужить заключением речи:

Реакция на деятельность сторонников сотрудничест­ва с нацистами, поголовно охватившая всех граждан европейских стран, видна из того, как жители Норве­гии отнеслись к Кнуту Гамсуну. Удостоенный в свое время Нобелевской премии, корифей норвежской лите­ратуры Гамсун вскоре после занятия Норвегии немца­ми стал сотрудничать с Квислингом. Его сограждане изъяли все произведения писателя до последнего эк­земпляра из домов, книжных магазинов, библиотек и послали по почте Гамсуну без всяких комментариев. Почтамт города, где он жил, должен был увеличить штат сотрудников, чтобы справиться с лавиной книг, прибывавших из изо дня в день.

На аукционе, состоявшемся вскоре после окончания второй мировой войны, пошло с молотка полное собра­ние произведений Гамсуна в сафьяновом переплете с автографом. Аукционист присудил его первому и един­ственному покупателю, предложившему сумму, равную двадцати пяти центам в американской валюте. Это со­брание вскоре было присоединено к куче других, посы­лаемых Гамсуну.

4.3.  Обязывающее или впечатляющее утверждение

Можно немногими словами, в одном-двух замечаниях, подчеркнуть важность, серьезность и другие отличительные черты избранной вами темы. Для силы воздействия таких высказываний характерно не только достоинство идей, за­ключающихся в них, но и эмоциональное звучание. Мэри Хаутман в речи о моральных ценностях в Америке, которы­ми надо дорожить, сказала:

...интересно, как группа перемещенных лиц -- италь­янцев, получающих американские посылки, видит Аме­рику в ее настоящем свете.

Пятьдесят человек из них еще недавно были на бор­ту лайнера, идущего в Америку. Каждый вечер, воз­главляемые кем-либо из старших, они выходили на па­лубу, преклоняли колени и смиренно устремляли взор на великолепный закат, видя в нем знамение лучшей жизни. Простирая руки, они восторженно повторяли: «Paradise!..» Рай!

Хорошо подобранная цитата может стать впечатляющим завершением речи. Следующая цитата была концовкой био­графического очерка, посвященного одним студентом памя­ти бывшего преподавателя:

Профессор Ричардсон лучше всех известных мне людей положительным личным примером доказал пра­вильность одного критерия человеческого счастья. Этот критерий, по словам поэта и романиста Филиппа Уайли, «заключается в способности счастливого чело­века быть требовательным к себе и снисходительным к другим».

4.4.  Юмористическое замечание

Обыкновенно шутливое замечание не заменяет полно­стью заключения. Оно может оказаться и совершенно неуме­стным, если предмет речи или обстановка отличаются серь­езностью. Но если добрая шутка к месту, слушатели охотно принимают ее. После напряженного внимания они не прочь передохнуть и посмеяться. В тех случаях, когда юмористическое замечание имеет очевидное отношение к той или иной стороне речи,- а это всегда должно быть,-- оно помогает-луч­ше запомнить соответствующий пункт в ее содержании. До­клад на тему «День в конгрессе» был закончен следующей вполне приемлемой юмористической ссылкой:

Невзирая на всю его сложность и несовершенства, конгресс вполне доступен для непосредственного на­блюдения, и, в конце концов, он таков, каким его со­здал народ. Не следует приходить в отчаяние от одного высказывания бывшего капеллана сената США Эдварда Эверетта Хэйла. Кто-то спросил его: «Д-р Хэйл, а вы молитесь за сенат?» -- «Нет,- ответил он,- я смотрю на сенаторов и... молюсь за страну».

Существует несколько видов заключений, которых следу­ет избегать.

Одни заключения состоят из остроумной шутки, не име­ющей отношения к существу речи.

Другие содержат извинения оратора и часто сопровожда­ют неудачные и плохо продуманные речи. Для них характер­ны такие фразы, как:

Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же ..

Мне неприятно наводить на вас скуку еще кое-каки­ми подробностями, но, заканчивая речь, я хотел бы. еще добавить, что...

Третий вид неудачных заключений оставляет впечатле­ние, что речь недоделана, оборвана. Они просто не заверша­ют ее и скорее всего обусловлены тем, что оратор «не уло­жился» в отведенное ему время.

В той же мере следует избегать затасканных по форме и содержанию фраз.

И, наконец, нельзя рекомендовать заключения, которые навевают на аудиторию настроение безнадежности и бес­просветности в связи с нарисованными в речи мрачными картинами...