ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2.1. Разновидность желаний

Психологи распределяют основные желания и влечения по нескольким главным группам, объединяющим стремления к самосохранению, к продолжению рода, к утверждению своей личности и различные чувства. Фактически в тон или иной ситуации мотивом убеждений и действий может 'ока­заться одно или несколько из желаний, испытываемых людьмн в повседневной жизни. Мотив может иметь своим источ­ником два или более основных стремления, например стрем­ление к утверждению своей личности, к продолжению рода и какое-либо чувство. Таков, вероятно, случай мотивации действий, когда человек приобретает страховой полис в ин­тересах жены и детей.

Тем не менее перечень мотивов, составленный для приме­нения в агитационных речах, окажется небесполезным. Каж­дый из этих мотивов имеет, разумеется, свою противополож­ность. Желание поступать честно, например, можно возбудить, вызвав отвращение к бесчестному поведению. Стремление к физическому благополучию возникает в результате изображе­ния страданий, обусловленных слабым здоровьем.

а)   Физическое благополучие

Некоторые целевые установки речи направлены непос­редственно к инстинкту самосохранения. Всякий раз, когда возникает угроза для жизни или безопасности, это самая сильная мотивировка. Но чаще бывает, что, когда произно­сится речь, опасность или угроза весьма далеки, например когда делается доклад, убеждающий слушателей в том, что народному благосостоянию угрожает опасность в виде эро­зии почвы или начинают усиленно возникать факторы, вред­ные для здоровья. В таких случаях следует изобразить опас­ность более реальной, более осязательной при помощи кон­кретных ярких примеров и статистических данных, показывающих ее размер. Вызвать ощущение опасности --значит, используя отрицательную форму, пробудить стрем­ление к благополучию. Прием вполне целесообразный, так как мы начинаем ценить вещь, когда рискуем ее потерять. Но почти всегда следует негативный призыв подкрепить по­зитивным.

Стремление к физическому благополучию включает же­лание не только безопасности, но также свободы и деятель­ности. С ними связаны мотивы физического порядка --стремление к удобству, комфорту и ко всему, что соот­ветствует привычкам.

б)   Экономические интересы

Цель многих речей - вызвать желание вернуть затрачен­ные средства с прибылью, стремление накопить и увели­чить собственность и другие материальные блага или укре­пить профессиональные гарантии. Защита предложения, связанного с денежными затратами, должна, если это соот­ветствует действительности, включать один-другой довод, свидетельствующий о том, что издержки себя оправдают и даже с лихвой, в денежном или ином возмещении. Если предложение имеет только экономическое значение, возме­щение издержек должно выразиться в материальных благах. Даже в обращениях к населению во время второй мировой войны с призывом приобретать облигации военного займа, надо полагать, самым сильным доводом было заверение, что это превосходное вложение капитала.

в)   Общественные интересы

Общественные интересы включают стремления, возника­ющие благодаря общению человека с другими людьми, на­пример стремления к благополучию своей семьи (не вполне общественный интерес), к хорошей репутации, к прести­жу, к завоеванию авторитета или власти в той или дру­гой социальной группировке. Указанные стремления в свою очередь вызывают желание обнаружить черты благородства и джентльменства, «быть на виду» в среде простых горожан или членов клуба, стоять на высоте условных и традицион­ных требований. Люди, которые могут добиться этого, да и многие другие, которые не могут, почти всегда готовы жерт­вовать средствами, временем и энергией, чтобы только уси­лить свое влияние или завоевать уважение среди собратьев. По этой причине они принимают на себя различные обязан­ности в организациях и посвящают долгие часы бесплатной работе. Почти в каждой агитационной речи встречаются в той или другой форме обращения к общественным интере­сам. Причина отчасти в том, что публика, слушающая до­клад, уже находится в общественно-обязывающей ситуации.

Люди особенно восприимчивы к реакции окружающих и под­падают под влияние «массовой психологии». Удалось орато­ру заручиться благосклонным вниманием некоторых из слу­шателей -- начнет оказывать свое распространяющееся влия­ние психическая заразительность. В массе человек склонен скорее поддержать предложение, чем переживать тягостное сознание, что он «уходит в кусты», что он безответственный человек, обыватель и уж никак не джентльмен.

г) Развлечение

Это, пожалуй, не только инстинкт игры. Тяга к развлече­нию -- сложное сочетание чувства соревнования, ощущения конфликта, стремленя к свободе, потребности в отдыхе, игры воображения, шутливого настроения. При всех услови­ях выдумка Тома Сойера, кототый ухитрился чужими рука­ми побелить свой забор, и поныне встречается в повседнев­ном обращении как со взрослыми, так и с детьми. Лучший способ приохотить к чтению книг, заставить принять уча­стие в общественной жизни школы и общины, убедить пойти в армию или даже склонить людей баллотироваться в зако­нодательный орган заключается в обращении именно к вы­шеописанным чертам человеческой психики. Американцы всему свету известны как люди со спортивной жилкой. Сде­лайте из чего-нибудь развлечение, риск, азарт -- и, поверьте, они не устоят. Это сказалось в играх «бинго», это бросается в глаза на аукционах и во время церковных лотерей, устра­иваемых с целью сбора денег на благотворительные цели.

д)  Чувство собственного достоинства

Слова «не один уважающий себя человек не...» или «ни­кто не захочет стать виновником того...» еще не дадут же­ланного отклика. Им нужно еще проделать долгий путь к поставленной цели. Публика не любит открытой лести. Ей больше по душе, когда только подразумеваются ее сметли­вость, здравый смысл (который она считает недюжинным), практический подход, проницательность. Люди постара­ются ответить на вызов готовностью показать из чувства соревнования, что они не хуже других. Равным образом какой-нибудь намек словом или делом, что публика бестолкова, безусловно отвратит ее раз и навсегда не только от вас, но и от того, чего вы добиваетесь от нее. Если вы ждете разум­ной реакции, необходимо продемонстрировать вашу убеж­денность в том, что слушатель способен на такую реакцию.

е)  Истина и право

«Ни один человек, совершая любой поступок, не думает в тот момент, что творит неправое дело». Как бы слаб или зол человек ни был, он старается оправдать свои действия в собственных глазах. Если он может оправдать приятный для себя образ действий, он возьмет его за основу поведения, если нет -- он примет более строгий образ действий. Ваша задача там, где истина и право представляются неприятны­ми,-- затруднить порочное оправдание зла.

Когда нет других противоположных интересов, слушатели с большой охотой поддержат то, что было предложено им как истина и справедливость. Но даже если бы на пути были противополжные интересы, стремление к правде и справедливости может оказаться сильнее. Великодушие, сострадание к слы-бым, чувство долга и другие благородные побуждения, вызван­ные к жизни во всей их мощи, обладают способностью так же неодолимо влиять на людей, как и личный интерес. Стоит толь­ко по-настоящему пробудить чувство справедливости каким-нибудь примером физического или нравственного насилия или примером гонения невинных людей, жестокого обращения с животными, как слушатели будут настаивать на действиях, на­правленных к подавлению зла. Известно, как возмущается пуб­лика на спектакле, в котором злодей недостаточно наказан. Многие славные имена -- напоминание нам, что люди даже от­дают жизнь за то, что они считают правым делом.

Обыкновенно жертвы, которые требуются от слушателей, невелики: отдать голос, уделить немного времени и усилий, оказать «моральную поддержку». Всякий раз, когда границы между добром и злом резко очерчена, знающий свое дело оратор прямолинейным и искренним призывом к лучшим ду­шевным порывам слушателей добьется горячей поддержки.