ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1.2. Как создать примирительное настроение

Известное начало надгробной речи Марка Антония в тра­гедии Юлий Цезарь •- «не славить пришел я Цезаря, а хоро­нить» -- классический пример эффективности приемов, вно­сящих примирение. Всякий раз, когда имеется активная оп­позиция или определенное нежелание согласиться или перейти от слов к делу, необходимо создать атмосферу при­мирения -- это неукоснительный долг оратора-агитатора. Говоря на языке логических доводов и доказательств, со­здать атмосферу примирения •- значит найти общую почву для соглашения. С точки зрения желаний и стремлений слу­шателя это значит найти нечто, вызывающее у оратора и слушателя родственные чувства. Вы можете, например, в своих вводных замечаниях указать, что ваш подход к вопро­су тот же, что и у слушателей, что вас объединяет общий интерес, что ваша задача -- не навязывать им что-либо, а только вместе с вами обсудить вопрос.

Если предложение требует жертв, можно указать, что вы сами готовы пойти на них или разделить их с другими. В виде примера уместно привести выступление одного из сторонников всеобщего военного обучения. Представляясь аудитории, он пояснил родителям -- участникам собрания, что у него тоже имеются сыновья, которые должны пройти обязательный срок обучения в военных лагерях вдали от семьи и школы.

Не менее целесообразно во вступительной части напом­нить, как вы сначала противились тому, что ныне отстаива­ете, и все же прониклись убеждением в правильности своего предложения. Искреннее изложение мотивов, побудивших вас пересмотреть свои взгляды, может пробудить такие же мотивы и у слушателя. Например:
 
Когда меня, как члена студенческого совета, просили го­лосовать за принятие системы чести, я наотрез отказался. В самом деле, я смотрел на нее, как на одну из глупейших попыток контролировать поведение учащегося. На первый взгляд мне казалось, что даже в колледже слишком уж мно­го непорядочных людей и поэтому система чести не окажет влияния. Вероятно, и многие из вас того же мнения. Но после того как комитет Юго-Восточного университета опи­сал действие этой системы у них, я заколебался. Я стал рассуждать, что если учащиеся соседнего учебного заведе­ния могут вести себя и действительно ведут себя соответст­венно правилам чести при данной системе, основанной на демократических началах, то мы можем ввести ее у нас. Наконец, через несколько недель тщательного изучения вопроса в совете я совершенно переменил точку зрения.

Обращаю ваше внимание, что оратор в данном месте подошел к последней стадии вступления •- к обзору глав­ных разделов своей мотивировки.

Изложение намерений оратора часто нуждается в тща­тельной обработке, имеющей цель рассеять антагонистиче­ские установки и создать атмосферу сближения. Здесь воз­никает два вопроса. Не следует ли подольше воздержаться от изложения своих намерений? Как их изложить - прямо или косвенно? Всегда излагайте поставленную вами цель возможно раньше, если то, что вы выиграете в смысле про­будившегося у слушателя интереса, не будет сведено на нет вследствие возникновения недоброжелательных настроений. Всякий раз, когда ознакомление слушателя с вашим темати­ческим заданием может поразить его, зажечь любопытство, вселить ожидание (а так и должно быть), нет смысла затяги­вать с применением одного из лучших способов создать об­становку внимания. Например:
 
Наш студенческий городок кишит жуликами!

Передача мыслен на расстояние возможна!

В конце концов, мы вовсе не созданы по образу и подобию божьему; самое «совершенное» человеческое тело несовершенно.

В искусстве составления речей почти всегда оправдыва­ется изречение Сенеки:

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Четкое пояснение своих намерений можно рекомендовать в случаях, когда цель речи убедить аудиторию по вопросу, в ко­тором у нее не создалось никаких предубеждений, или по воп­росу, представляющему чисто технический интерес:

Контрабанда еще процветает в Соединенных Штатах.

Федеральный отдел по борьбе с трестированием'еще не укомплектован сотрудниками.

План А лучше, чем план Б, потому что он регулиру­ет внеучебную деятельность.

То же самое правило применимо к речам, склоняющим к действию, когда слушатели согласны с вами и следует их толь­ко подтолкнуть, указав направление. Но плохой психолог тот, кто говорит, что слушатель должен что-то сделать, когда у по­следнего еще не возникли и не созрели мотивы к действию. При отсутствии мотивов естественным его побуждением будет просто сказать «нет», а сказав «нет», он еще более преградит себе путь к действию. Поэтому заявление, что вы собираетесь только обсудить проблему, или ответить на один-два вопроса, связанных с rieii, или объяснить ее некоторые особенности, и будет тем изложением ваших ораторских намерений, которое должно найти место во вступительной части.

Каковы бы ни были тема, цель и аудитория, всегда избе­гайте резких заявлений, что слушатели должны проникнуть­ся убеждением, должны что-либо сделать или что вы заста­вите их сделать.

Нужно приложить немалый труд и в пояснительной ста­дии, чтобы создать благоприятную обстановку. Формулируя, предложение, намечая его границы, заверяя слушателей, что вы не против всей программы или принципов, особенно до­рогих для них, но только предлагаете некоторые поправки, вы устраните препятствия к соглашению. Может случиться, что таким образом вступительные замечания, сближающие оратора и аудиторию, сведут к минимуму объем аргументации, необходимой в целях воздействия.

Вам придется иногда признать некоторые недостатки в вашем предложении или необходимость связанных с ними некоторых затрат. Это может быть сделано в пояснении или в другом месте речи. Во всяком случае, если слушатели уже осведомлены или узнают о недостатках или возможных из­держках, вам следует откровенно признать их или ответить на возникающие вопросы. Когда по всей стране шло обсуж­дение вопроса об экономической помощи Европе, один ора­тор, доказывая необходимость такой помощи, сделал следу­ющие «уступки»:
 
Стоимость восстановления нормальных жизненных условий в Европе на протяжении периода в двадцать лет, вероятно, следует определить суммой в 100 милли­ардов долларов; стоимость восстановления в Азии на тот же период будет 150 миллиардов. Приняв на себя половину расходов, мы должны затратить 125 миллиар­дов, то есть примерно по 6 миллиардов в год.

Тяжелое бремя придется взвалить себе на плечи. Но выбора нет. Единственный способ одолеть врагов де­мократии и мира заключается в доставке хлеба и дру­гих жизненно необходимых благ. Отказаться от него --значит, во-первых, затратив 100 миллиардов, превра­тить Америку в вооруженный лагерь и, во-вторых', на­жить третью мировую войну, которая, возможно, при­ведет к гибели цивилизации.

Это пояснение и сделанные в нем допущения содержали обзор следующей затем аргументации и способствовали бла­гоприятной реакции аудитории.