18:41 Антимонопольная служба ограничит рост крупнейших сетей АЗС | |
В распоряжении «Известий» оказалась новая версия законопроекта «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ», подготовленная Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Она предусматривает запрет на покупку и строительство новых автозаправочных станций для компаний, занимающих четверть регионального рынка топлива (какая именно территория подразумевается под региональным рынком, в документе не уточняется). Кроме того, нефтяным компаниям запрещается совмещать оптовый и розничный бизнес в рамках одного юридического лица. Начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, назначенный на этот пост два месяца назад (ранее возглавлял управление ФАС по Пермскому краю), подтвердил «Известиям» подлинность документа. ФАС надеется получить право оспаривать сделки, нарушающие указанные запреты: через суд требовать от виновных компаний «дробления розничного блока» и продажи его неаффилированным компаниям в течение шести месяцев после решения суда. По словам Махонина, законопроект, работа над которым началась еще в 2011 году, должен быть внесен в Госдуму в сентябре, согласно «дорожной карте» по развитию конкуренции на 2013 год. В первоначальной версии законопроекта максимальная доля рынка для сети АЗС была установлена в 35% — и даже этот порог антимонопольщикам не удалось согласовать с остальными министерствами и ведомствами. В мае 2012 года глава ФАС Игорь Артемьев говорил, что рассмотрение документа было «заморожено до нового правительства». По данным ФАС, в настоящее время в стране работает 21,2 тыс. АЗС, из них около 7 тыс. принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК, имеют активы в добыче, переработке и оптово-розничной торговле нефтью и нефтепродуктами), таким как «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть». Остальные 14 тыс. принадлежат независимым трейдерам, то есть они реализуют более половины из потребляемых в стране почти 70 млн т моторного топлива. В отдельных регионах доля ВИНК сейчас превышает 50%, например, в Пермской области доля автозаправок «Лукойла» составляет порядка 75%, доминирующее положение компания занимает также в Волгоградской, Вологодской, Кировской областях, в Республике Коми и Удмуртской Республике, утверждают в ФАС. «Роснефть» доминирует в центральной части России: в Мурманской, Смоленской, Брянской, Ярославской, Липецкой и других областях. «Сургутнефтегаз» занимает значительную часть розничного сегмента в Псковской и Тверской областях. На данный момент антимонопольная служба занимается более подробным анализом рынка и планирует представить подробную карту в сентябре. По данным Росстата, розничные цены на бензин в России в 2012 году выросли в среднем на 7,6%, до 28,87 рубля, за 1 л, в частности, АИ-95 подорожал на 7,8%, до 30,69 рубля, АИ-92 — на 7,1%, до 28,06 рубля. Минэнерго прогнозирует рост цен в течение этого года на 13–14%. Как считают в ФАС, цены растут в том числе из-за злоупотребления сетевыми АЗС их доминирующим положением на рынке. До сих пор служба боролась с нефтяниками, накладывая на них многомиллионные оборотные штрафы в рамках закона «О защите конкуренции». За несколько лет ФАС организовала уже три волны дел по нарушениям антимонопольного законодательства, инкриминировав крупным компаниям факты продажи топлива для своих АЗС дешевле, чем независимым. В общей сложности, ВИНК и были оштрафованы более чем на 20 млрд рублей. Юрист «Линия права» Алексей Костоваров подтверждает, что в случае принятия законопроекта ФАС будет иметь возможность осуществлять контроль деятельности нефтяных компаний не только через применение имущественных санкций, но и за счет оспаривания сделок. «Газпром нефть» знает об инициативе ФАС по разделению розничного и оптового бизнеса, но предложение о запрете на покупку новых АЗС стало новостью для главы компании Александра Дюкова. — Мы ведем консультации с ФАС. Они предлагали разделить оптовый и розничный бизнес в рамках холдинга — это должны быть разные юридические лица. По мнению ФАС, это даст большую прозрачность, мы такую схему согласовали еще до инициативы антимонопольщиков. Источник «Известий» в одной из крупных нефтяных компаний, попросивший об анонимности, утверждает, что «в регионах на всех частных АЗС цены на бензин на 1–2 рубля выше, чем у крупных компаний». Он уверен, что новые ограничения не помогут остановить рост цен на бензин. — Ранее вертикальная интеграция долго трактовалась как проявление монополизма, но сейчас доказано, что это проявление экономической эффективности или, проще говоря, сокращение издержек, а значит, удешевление продукции, — говорит старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства, член экспертного совета при правительстве РФ Вадим Новиков. Источник:Известий | |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |