ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


Глава VI ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

В главе V мы изучали методы построения речи вместе с приемами обработки структурных элементов для ее произне­сения. Теперь мы можем заняться вспомогательным матери­алом речи: А. Определениями; Б. Сравнениями; В. Приме­рами; Г. Ссылками на авторитеты; Д. Статистическими'дан­ными и Е. Наглядными пособиями.

Иногда между перечисленными видами данных нет точ­ной границы. Пример, серьезный или шутливый, может при­нять форму определения: «Государственный деятель -- это политик, но уже умерший». Статистика придет на помощь при сравнениях. Авторитетное мнение будет представлено в форме определения, примера или статистической справки. Наглядное пособие заменит устное изложение одного из ос­тальных пяти видов вспомогательных данных. При всех ус­ловиях необходимо иметь представление об их достоинствах и применении.

Назначение их разнообразно и зависит от темы аудито­рии и цели оратора. Некоторые темы по своему характеру требуют многочисленных примеров, другие •- обращения к авторитетам, третьи - приведения статистических данных. Одним слушателям необходимы определения, примеры, ссылки на авторитеты, другие не нуждаются в этом.

В общем назначение вспомогательного материала в ин­формационной речи -- придавать изложению ясность и под­держивать интерес слушателя; в речи агитационного харак­тера он уже играет роль доказательств, а в иных случаях склоняет аудиторию к желательному настроению или дейст­вию. Но в каждой речи большинство вспомогательных средств, если не все, может оказаться весьма полезным.