ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


Глава VI ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

В главе V мы изучали методы построения речи вместе с приемами обработки структурных элементов для ее произне­сения. Теперь мы можем заняться вспомогательным матери­алом речи: А. Определениями; Б. Сравнениями; В. Приме­рами; Г. Ссылками на авторитеты; Д. Статистическими'дан­ными и Е. Наглядными пособиями.

Иногда между перечисленными видами данных нет точ­ной границы. Пример, серьезный или шутливый, может при­нять форму определения: «Государственный деятель -- это политик, но уже умерший». Статистика придет на помощь при сравнениях. Авторитетное мнение будет представлено в форме определения, примера или статистической справки. Наглядное пособие заменит устное изложение одного из ос­тальных пяти видов вспомогательных данных. При всех ус­ловиях необходимо иметь представление об их достоинствах и применении.

Назначение их разнообразно и зависит от темы аудито­рии и цели оратора. Некоторые темы по своему характеру требуют многочисленных примеров, другие •- обращения к авторитетам, третьи - приведения статистических данных. Одним слушателям необходимы определения, примеры, ссылки на авторитеты, другие не нуждаются в этом.

В общем назначение вспомогательного материала в ин­формационной речи -- придавать изложению ясность и под­держивать интерес слушателя; в речи агитационного харак­тера он уже играет роль доказательств, а в иных случаях склоняет аудиторию к желательному настроению или дейст­вию. Но в каждой речи большинство вспомогательных средств, если не все, может оказаться весьма полезным.
1. Определения
2. Сравнения
3. Примеры
4. Ссылки На авторитеты
5. Статистические данные
6. Наглядные пособия
    Резюме
 
Назад  
Продолжение
Вернуться в оглавление