ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


1. ЛОГИЧЕСКИЕ ДОВОДЫ

Логические и психологические доводы нельзя отделить друг от друга. Логические соображения часто подкрепляются приемами, непосредственно влияющими на желания и чувства. С другой стороны, они сами нередко обладают наи­более привлекательной силой. На желания и чувства людей главным образом оказывают влияние такие явления, кото­рые при ближайшем анализе представляются их сознанию как логические основания. Кроме того, чем выше умствен­ный уровень слушателей, тем более они будут полагаться на разумные доводы, склоняющие к убеждению и действию. Эти основания могут быть эгоистическими, узкими, но все же опираться на какие-либо логические доводы. В общем чем более вески логические доказательства, тем более ус­тойчиво психологическое воздействие. И, конечно, люди, со­ставляющие любую аудиторию, независимо от того, к чему могут склониться их мнения в частной обстановке, потребу­ют разумных обоснований, и это не должно смущать их как представителей общественности.

Некоторые упорно настаивают, что слушатель склонен только к тем убеждениям, которые ему выгодны и приятны. Это неверно. Люди стояли за высокие налоги, обязательное военное обучение, обременительные ограничения, налагае­мые правительством, невзирая на тягостность таких мероп­риятий и издержки, связанные с ними.

Убеждать -- вовсе не значит просить нечто за ничто. Ло­гическое воздействие не имеет в виду только добиться при­знания неприятной необходимости. Оно должно вызвать же­лания, которые подавили бы противоположные настроения. Доказывание -- отнюдь не скучный, утомительный процесс. Он может быть и нередко бывает увлекательным делом. Люди всегда хотят знать почему -- почему совершено буйст­во, почему цены растут или падают или почему утверждают, что один кандидат на общественный пост лучше другого.

Сначала научитесь убедительно доказывать, не пытаясь прибегать к эффектным, но опасным психологическим спосо­бам воздействия, особенно к приемам, обычно именуемым эмоциональными призывами. Психолог Холлингуорс в своем ответе на утверждение, что оратор должен обращаться не к разуму, а к чувствам, говорит:
 
...взывать к «примитиву» значит неизбежно оказать­ся во власти «примитива».

И далее:

Когда приходится убеждать, главное -- создать ат­мосферу благожелательного отношения к вашему пред­ложению или, наоборот, вызвать явно отрицательное отношение к его антитезе.

Но, во всяком случае,
Этот процесс нельзя смешивать с прямыми призыва­ми к предрассудкам и с попытками пробудить грубые чувства и неукротимые порывы. Имеются же у людей хорошие стремления: тяга к знанию, желание разумно­го руководства, сопротивление животным инстинктам, здоровый скептицизм, отвращение к сутяжничеству, стремление разоблачить шарлатана и демагога, чувство собственного достоинства. Фактически, хотя эти стрем­ления не столь бурно проявляются, они устойчивы и в конце концов берут верх над случайными чувствами мести, ревности, соперничества или возбуждения.