ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА
Глава XI ДОВОДЫ АГИТАЦИОННОЙ РЕЧИ
Во время речи важно не то, что происходит на трибуне; важно, что происходит в сознании слушателей. Речь -- средство; отклик аудитории -- цель. Речь служит этой цели, если она вызывает реакцию слушателя. В информационной речи желаемый отклик -- стремление знать, в агитационной -- воля к целеустремленному мышлению и действию. Как можно достичь такой реакции? Двумя путями: 1) представляя доводы, склоняющие к убеждению и действию, и 2) взывая непосредственно к чувствам слушателя. Для удобства назовем эти два вида воздействия логическим и психологическим.
При изучении способов воздействия на аудиторию следует помнить, что они не существуют изолированно друг от друга. Они только средство активизировать убедительность всего материала и всех приемов, составляющих содержание речи. Многое из того, что уже говорилось в предыдущих главах, касается обоих видов доводов, представляющих сущность аргументации, и способов воздействия на слушателя. Применение логических и психологических доводов в разных планах агитационной речи будет предметом обсуждения в настоящей главе.