ШКОЛА ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА


2. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

Построение главной части агитационной речи нередко соот­ветствует тому или иному плану из рекомендованных нами для информационных речей в главе X. Но обычно один из планов, подлежащих обсуждению далее, окажется наиболее целесооб­разным в отношении воздействия, причем планы не являются взаимоисключающими и имеют только ориентировочный ха­рактер. Некоторые другие виды построений могут иногда ока­заться самыми лучшими. Главное -- составить себе ясный план, ведущий к цели в данном конкретном случае.

Каждый из первых четырех планов, обсуждаемых ниже, в своих конспективных очертаниях следует форме одного из логических процессов, которыми мы занимались в главе XI: индукции, дедукции, аналогии и суждения о причинной зави­симости. Это не означает, что логические конструкции не входят в другие планы. Наоборот, всякое установление свя­зей между фактами, ведущее к заключению (и поэтому каж­дый раздел агитационной речи), представляет логическое рассуждение. Суть в том, что некоторые планы по своей об­щей структуре совпадают с формой единого логического про­цесса, в то время как другие включают сочетания различных видов рассуждений.

Более того, некоторые из рекомендуемых планов, особенно первые четыре, наиболее употребительны в речах, имеющих целью убедить в вопросах факта; другие, особенно пятый и шестой, чаще всего применяют в речах с намерением убедить в вопросах, связанных с линией поведения, и последние два -в речах, воодушевляющих и зовущих к действию.
 
2.1. Индуктивный план
2.2. Дедуктивный план
2.3. План на основе аналогии
2.4. План на основе выводов о причинной связи
2.5. План по схеме: зло и преодоление его
2.6. План по схеме: теория и практика
2.7. План по схеме: долг и выгода
2.8. План по схеме: факт и его практическое значение
 
 
Назад
Продолжение
Вернуться в оглавление